Ампир - архитектурные стили - дизайн и архитектура растут здесь - артишок. Что такое ампир в архитектуре В этой стране зародился архитектурный стиль ампир

Вслед за классицизмом в Европе в начале XIX века в моду вошёл стиль ампир. В истории вслед за Древней Грецией могущественным и влиятельным становится Древний Рим, точно также и классицизм сменяется стилем ампир. Классицизм в большей степени был связан с влиянием Древней Греции, а стиль ампир был подвержен влиянию искусства Древнего Рима, а именно Рима периода империи.

Эпоха стиля ампир – 1800-1825 годы. Ампир означает имперский, зарождается он во Франции, во времена Наполеона, а именно во времена его успехов, его побед. Ведь ампир – это стиль империи, стиль триумфальных арок, арок, возводимых в честь побед, как в Древнем Риме, так теперь и в Париже.

Ампир появится и в ХХ веке, так называемый сталинский ампир. Здания и целые архитектурные ансамбли в стиле сталинского ампира можно найти в Киеве, Москве и Минске. Так в Минске весь проспект Независимости от вокзала до здания БНТУ выдержан в духе сталинского ампира, стиля империи.

Казанский Собор построен в стиле ампир, а также сталинская высотка в стиле сталинский ампир.

Стиль ампир всегда отличается большой пышностью, блеском, помпезностью.

Но вернёмся в начало XIX века. Как и в архитектуре, так и в моде стиль ампир получает распространение.


Силуэт костюма эпохи ампир имеет цилиндрическую форму, стремясь к цилиндрическим очертаниям стройной и высокой колонны. Используются однотонная рельефная вышивка, симметричная декоративная отделка, плотные блестящие ткани.

В мужской одежде распространённым становится появившийся ещё в эпоху классицизма фрак – шерстяной с высоким воротником-стойкой, обязательно тёмных тонов – чёрный, синий, серый, коричневый.

Носили такой фрак со светлым жилетом и такими же светлыми панталонами.

Верхний одеждой оставался также появившийся ранее редингот или сюртук. Сюртук постепенно становится основным элементом в мужском деловом костюме. А осенью и зимой носили редингот с двойным, а то и тройным воротником или же пелериной.

Причёски – в основном короткие, на головах – шляпы с небольшими и загнутыми по бокам полями.

Обувь – туфли и сапоги.

Но особенно сильным было влияние стиля ампир на женскую одежду. Яркой особенностью стиля ампир в женской одежде становится высокая талия, которая делит фигуру в соотношении 1: 7 и 1: 6, плюс прямая длинная юбка и узкий лиф.



Корсеты столь популярные во времена барокко и вышедшие из моды в эпоху классицизма в период ампира вновь возвращаются. На смену мягким и лёгким тканям приходят плотные, к примеру, плотный шёлк, впрочем, также используются и тонкие прозрачные ткани, но обязательно на плотной, чаще шёлковой подкладке.



В женском костюме появляется и всё больше и больше декоративных элементов - рюши, оборки, кружева, вышивки. Вышивки часто выполнены однотонной белой гладью с золотой и серебряной нитью, блестящими пайетками.


Для самих платьев в стиле ампир также были характерны: шлейф, низкое декольте, короткий рукав-фонарик на широком манжете.

В верхней женской одежде в начале XIX века появляются короткие спенсеры, однобортные рединготы из хлопчатобумажных, а также шерстяных тканей, отделанные бархатом, атласом (а зимой - подбитые мехом). Верхняя одежда повторяет силуэт, форму и покрой деталей платья.


Головные уборы – капоры самых разнообразных фасонов, а иногда и с вуалью, шляпы типа ток.

Тока – головной убор, который как раз таки появляется именно в эпоху Наполеона. Это была чёрная бархатная шляпа, украшенная перьями. Такая шляпа изображалась … на гербах, а именно на гербовом щите. Цвет околыша и количество перьев менялось в зависимости от титула хозяина герба. Так, к примеру, тока, изображённая на гербе дворян, имела зелёный околыш и одно перо.


Вскоре такой головной убор без полей и округлой формы стали носить и женщины.


Именно в начале XIX века, как и в эпоху барокко , большое внимание уделяется причёскам и головным уборам, а именно их пышности и нарядности.

Также используются перчатки: длинные лайковые, иногда без пальцев, так называемые митенки.

Обувь – туфли, плоские и открытые, кожаные и на низком каблуке.

Украшениями к платьям в стиле ампир служили жемчуг (как искусственный, так и натуральный), камеи, диадемы, колье, ожерелья, которые оборачивались вокруг шеи по несколько раз, на руках – браслеты, перстни, браслеты также носились и на ногах, серьги с подвесками.


Неизменной законодательницей моды в стиле ампир в начале XIX века была супруга Наполеона Бонапарта Жозефина.


Сегодня стиль ампир в одежде в основном представлен в платьях и сарафанах. Очень красивы свадебные платья. А вот особенности стиля ампир сегодня такие же, как и в начале XIX века: завышенная линия талии, наличие обязательной ленточки под грудью, а также струящийся силуэт и ощущение лёгкости. Длина также может быть до пят, как и вначале XIX, но может быть и короткой.

Платья в стиле ампир с укороченными юбками придают образу определённую женственность и даже кукольность, наивность. Из-за этой кукольности появилось и название стиля для подобных платьев – стиль baby doll .

Свадебные платья в стиле ампир шьются, как и из традиционного для ампира шёлка, та и из шифона. Обувью к таким свадебным платьям служат либо сандалии на плоской подошве, либо туфли на высоком каблуке. Волосы разбиваются на прямой пробор, гладко причёсаны, а на лоб спадают локоны. Если же волосы длинные, то их заплетают в две косы и укладывают в сеточку на затылке.




Плюсом платьев в стиле ампир является то, что они подходят практически всем. Так полным девушкам они помогут подчеркнуть грудь и скрыть полноту, девушкам с мальчишеской фигурой придадут женственности. А низким девушкам, платья в стиле ампир позволят выглядеть более высокими и статными.

Ампир является финальным этапом классицизма, появившегося во второй половине XVIII века. В эпоху Наполеона Бонапарта классицизм переродился в официальный стиль, что нашло отражение в его названии. Слово «ампир» образовано от французского empire – «империя». Стиль быстро распространился не только во Франции, но и во многих других европейских государствах.

У себя на родине ампир отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и величием дворцовых интерьеров. Законодателями этого стиля были придворные архитекторы Наполеона: Шарль Персье и Пьер Фонтен.

Ампир в архитектуре является одним из так называемых королевских стилей, которые характеризуются театральностью во внешнем и внутреннем оформлении построек. К особенностям этого стиля относят обязательное наличие колонн, лепных карнизов, пилястров и других классических элементов. Кроме того, для ампира типично использование скульптур античного образца, а также скульптурных конструкций с грифонами, сфинксами, львами и т.п.

Подобные украшения в архитектуре стиля ампир расположены упорядоченно со строгим соблюдением симметрии. Идея могущества власти и государства подчеркивалась массивными монументальными формами и богатым декором с элементами военной символики, заимствованными из Римской империи, Древней Греции и Древнего Египта.

Ампир в России

В начале XIX века французская культура была популярна среди высших слоев российского общества. В Петербурге и других городах многие государственные здания и дома богатых граждан строились архитекторами, приглашенными из других стран. Для постройки Исаакиевского собора император Александр I пригласил молодого французского архитектора Огюста Монферрана, который впоследствии стал основоположником «русского ампира».

В России этот стиль получил разделение на петербургский и московский. В основе этого деления лежали не столько территориальные признаки, сколько близость к классицизму, сильнее чувствовавшаяся в ампире. Самым известным архитектором петербургского направления стал Карл Росси, создавший ансамбль Михайловского дворца, ансамбль Дворцовой площади со Зданием Генерального Штаба и триумфальной аркой и ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода.

Возрождение ампира, как величественного имперского стиля, произошло в Советском Союзе с середины 30-х до середины 50-х годов XX века. Это направление в архитектуре получило название «сталинский ампир».

  • Жак- Луи Давид - Наполеон на перевале Сен-Бернар, 1800 г.

  • Триумфальная арка на площади Каррузель.

  • Триумфальная арка, 1806-1836 гг., Франция, Париж.

  • Триумфальная арка, Москва.

  • Нарвские триумфальные ворота 1833 г., Санкт-Петербург, Россия.

  • Арка 3дания Главного Штаба, Петербург, 1819-1829 гг.

  • Исаакиевский собор - собор преподобного Исаакия Далматского.

  • Росси Карл Иванович - Александрийский театр 1816-34 гг.

  • Интерьер, стиль ампир.

  • Интерьер, стиль ампир.



  • Альбом с проектами Персье и Фонтена.

  • Альбом с проектами Персье и Фонтена.

  • Торшеры, стиль ампир.



  • Ампир и Регентство в эпоху Наполеона.

  • В память Lord Nelson, 1805-06 гг.

  • Проект интерьера, стиль ампир.

  • Интерьер, Музей Наполеона.

  • Интерьер зала, Лувр, Париж

  • Плафон зала Дианы в Лувре, Париж.

  • Музей скульптуры в Лувре, Париж.

  • Интерьер, стиль ампир.

  • Мебель, стиль ампир.

  • Декор интерьера, стиль ампир.


  • Интерьер, стиль ампир.

  • Интерьер, стиль русский ампир.

  • Интерьер, стиль русский ампир.

  • Интерьер, стиль ампир.

  • Интерьер, стиль ампир.

  • Интерьер, стиль ампир.

  • Интерьер, стиль ампир. Мебель Джакоб.

  • Интерьер, стиль ампир.

  • Интерьер, стиль регенство, кабинет.

  • Хэмптон Корт (Hampton Court), стиль ридженси (регенство).


  • Интерьер, стиль регенство. Дом Carlton, 1819 г., Англия.

  • Интерьер, стиль регенство. Замок Виндзор, 1819 г., Англия.


  • Интерьер, стиль регенство. Палата Ставки - Дом Carlton. (1819)., Англия.

  • Мебель, стиль ампир. Жакоб (Jacob).

  • Мебель, стиль ампир.

  • Мебель, стиль ампир. Лувр.

  • Кресло в стиле ампир.

  • Кресло в стиле ампир.

  • Рекамье, стиль ампир.

  • Рекамье, стиль ампир.

Ампир
Стиль ампир является пиком, одновременно завершающим аккордом классицизма , зародившегося во второй половине XVIII века. Во времена правления Наполеона Бонапарта. Классицизм перевоплощается в стиль официально надиктованный сверху. Таким образом, название стиль ампир произошло от (фран. empire империя). Ампир был призван отображать в себе величественное могущество державы, созданной Наполеоном. Если возникший свободно классицизм черпал своё вдохновение в древней Греции и республиканском Риме, то художникам было наказано ориентироваться на формы искусства Римской империи, так стиль ампир стал первым официально контролируемым, а искусство стало идеологией.

Смена приоритетов быстро затронуло архитектуру как искусство и парадно-торжественное настроение императорского Рима сменило республиканский Рим с его гражданскими идеалами. Таким образом, классицизм 18 века, не изменяясь в целом, сменился стилем ампир начала 19 века. Стиль ампир потомок классицизма поздних течений, тот же классицизм только с несколько другими взглядами на классическое наследие, это выражено в основном в декоре и формах. Декоративные мотивы республиканского Рима, такие как гирлянды, ленты, сменяются лавровыми венками, шлемами, копьями, щитами и другими воинскими доспехами.

Военный поход Наполеона в Египет в 1798 г.-1799 г., нашёл своё отображение в стиле ампир. Массивные геометрические объёмы, египетский орнамент из усыпальниц фараонов, пирамиды и сфинксы стали появляться на столах, кушетках, обивочных тканях. Египетские предметы искусства вдохновляли французских мастеров на изготовление посуды, мебели, и т.п. Но, тем не менее, в стиле ампир в основном преимущественно правят мотивы декора, относящиеся к римской военной истории. Стиль ампир представляет собой искусство Франции начала 19 века. В сущности, этот стиль не национален, а скорее космополитичен, именно поэтому в целом он не был принят ни одной из стран побеждённых Бонапартом. В Европе в частности в Австрии и Германии как бы в противовес наполеоновскому нашествию был стиль Бидермайер, в котором всё-таки нашли применение ампирные формы. Точно также ампир не получил большого распространения и в Англии. Стиль Георга IV время правления с 1820 г. По 1830 г. Условно считают Английским ампиром, пришедший после английского стиля ридженси (регенство). Позже вторым британским ампиром называют время правления Королевы Виктории с 1830г. по 1890г.Примечательный факт, то, что Россия страна победительница приняла стиль ампир. Перед Отечественной войной 1812 года, безусловно, с дозволения Наполеона Бонапарта, французские архитекторы Фонтен и Персье передавали с помощью посла в Петербурге, Императору России Александру 1, альбомы с восхитительными эскизами застроек Парижа. Далее в Париже в 1814 году произошла встреча Александра 1 и архитектора Фонтена в результате которой были переданы тринадцать альбомов с проектами интерьеров. Полученные материалы сыграли основную роль в зарождении и распространении стиля именуемого Петербургский ампир. После разгрома империи Наполеона, Фонтен и Персье желали поступить на службу в Россию, но им предпочли малоизвестного Монферрана , который в скором будущем создаст в Петербурге Исаакиевский собор, поражающий своей грандиозностью.

Принято считать, что в Европе существовало два вида ампира (французский и русский). Русский ампир это некое соединение строгих форм и яркой отделки, тем не менее, он был более пластичный и свободный в отличие от французского стиля. Делился русский ампир на два направления, столичное и провинциальное. Карл Росси (русский итальянец) создатель петербургского ампира, благодаря своему итальянскому вкусу, сделал французский имперский стиль мягче. В архитектуре Петербурга в 1820-1830 итальянизирующий ампир нужно различать от раннего периода стиля Александровского классицизма, более направленного на французский неоклассицизм и греческую архаику. Провинциальное направление ампира, было своеобразно, как бы упрощено, правильно считать этот стиль Московский классицизм. С 1830г. по1840г. Последний этап развития петербургского классицизма, во время царствования Николая 1 , некоторые называют николаевским ампиром. Подобно королевским стилям, отличительные черты ампира это великолепие и зрелищность.

Не много об интерьере эпохи Ампир : В спальнях на стенах использовалась драпировка или обои, массивные кровати, высокие балдахины, в качестве обивки мебели применяли шёлк вытканной золотом, столики для умывания своими формами напоминают треножники, тумбочки в виде постаментов. Большие зеркала на двух подставках с отделкой бронзой, низкие кресла, позаимствовавшие римские формы, всё очень напоминает экспозицию выставочных экспонатов, где царит во всём некая театральность, весьма характерная для дворцовых интерьеров во Франции. Убранство помещений поражает своей целостностью, симметрией, законченностью. Золочёные украшения видны и на шкатулке и на шкафу, а также на обложке книги. Предметы словно преображались, в интерьере присутствовал своеобразный карнавал, мраморная шкатулка в действительности была выполнена из картона, а яшмовый флакон оказывался из фарфора. Удивительно но на самом деле мастера того времени не старались подделывать дешёвый предмет за дорогой, как раз наоборот, не редко богатые материалы выдавались за недорогие. Менялись своими ролями и целые комнаты. Например, в виде военного шатра выглядел интерьер спальни, а камин был местом для хранения передвижной ванны. Строгая симметрия, уравновешенность элементов вот что царит в интерьере ампира. На полы настилается паркет, в основном, подобранный из цветных пород дерева. В белый цвет окрашивают потолки, по углам применяют простой декор. В интерьерах используются светлые тона и позолоченная бронза, что смягчает суровость белого цвета. В интерьере ампир важную роль придавали зеркалам, их вешали не только в привычных местах: между окнами, над камином, но и над кроватями. В центре будуара в виде арки ставили зеркало псише. Для декорирования широко использовали такие материалы как мрамор и бронзу. Бронза применялась для изготовления светильников, часов, статуй, а также в инкрустации мебели, предметов интерьера. Персонажи римской мифологии изображались в статуях из мрамора, их расставляли между колонн в нишах. Окна занавешивали или отказывались от них совсем, дабы защитить интерьер от реалий. В будуаре французской Императрицы Марии Луизы окно иметься лишь на потолке, а двери вообще замаскированы. Стены покрывали панорамные обои с изображением африканских лесов или долин. На блюдах, табакерках, кофейниках, вазах появлялись изображения условных окон в рамке с городскими или сельскими пейзажами. Для ампира первостепенной задачей являлось величие форм, потому сознательно жертвовали практичностью и удобством. Внешне мебель стиля ампир это архитектурно-скульптурные сооружения, тяжёлая, массивная с полированными гладкими поверхностями, с накладными декоративными бронзовыми или позолоченными элементами и деталями, а именно: карнизы, пилястры, фризы, колонн, лапы львов или грифонов.

В то время даже скромные кровати представляли собой монументальность, строгость и величие. Ложе, украшенное пышным балдахином, возвышалось на постаменте, исполненном из благородного красного дерева, что интересно не имело ножек, опираясь на сдавленные шары или кубы. Его охраняли вырезанные по углам фигуры львов или сфинксов. Располагалась кровать вдоль стены, не как в 17и 18 веках, тогда ставили перпендикулярно к стене. В стиле ампир кровать предстают в виде роскошного пьедестала, не кем возвышением человека над миром, что было присуще эпохе Наполеона. Подобно сооружением архитектуры, столы-бюро, кресла и стулья опирались на золочёные статуи и колоны, вместо ножек, обычно украшались акантовыми листьями. Подлокотники если они заканчивались возле сидений, располагали на фигуры животных: львов, лебедей или мифологических грифонов. На сидениях подушки прямоугольной формы, туго затянутые тканью, узор и фактура подбиралась, копируя прожилки мрамора, были похожи на каменные плиты. В качестве обивки для мягкой мебели и стульев часто применяли кожу и шёлк. Цвета преобладали яркие: зелёный, синий, пурпурный, золото.

Круглые массивные обеденные столы, Бонапарт сам лично очень уважал семейные традиции, посему основной функция этого обеденного стола было, собирать всю семью за трапезой. К достижениям стиля ампир можно отнести: Круглый миниатюрный столик на одной ножке (гефидон), а также новые типы шкафов (секретеры с надстройками в виде шкафов для хранения книг). Сервировочные круглые столы, узкие серванты, предназначенные для фарфоровой посуды. Элегантная кушетка (рекамье), с плавным высоким изголовьем в форме лебединой шеи или гондолы. Характерны для стиля ампир большие и маленькие круглые столы и столики на одной ножке, туалетные столики и тумбочки, имеющие цилиндрическую форму, симметрично расставлены около кровати с каждой стороны. Предметы украшали аллегорическими фигурками из бронзы. Воинственный дух эпохи, конечно не мог не оставить след в жизни людей и в интерьере их домов. Мебель украшена была изображениями предметов оружия, трофеев, щитов, копий, мячей, пушек, стрел. Императорской символикой (орлы, звезда, буква N), дерево использовали красное, для мебели люкс, для мебели проще мастера при работе с местными породами, предпочитали применять корень, который походил по рисунку древесины на красное дерево.

В мебели, функцию опорных устоев и подлокотников, выполняли фигуры животных, отлитые из бронзы, а поверхности украшали накладным декором. Хотя предпочтение и отдаётся красному дереву, тем не менее, использовались и светлые породы: Черешня, клён, ясень, лимонное дерево. В приёмах исполнения, столяры пользуются доведенной до совершенства техникой фанеровки.Инкрустация почти не применяется, поскольку эта техника слишком серьёзна для той эпохи, когда стиль ампир выражал эстетические вкусы буржуазии и военных, которые стремились к поддельному блеску, лоску, шику. Редко встречающийся орнамент инкрустации выглядит в виде мозаики из севрского фарфора, малахита и мрамора. Элементы резного декора (сфинксы, львиные маски), золотятся обязательно. Боковины диванов имеют формы на мотив рога изобилия. Остроумные механизмы находят своё применения в столах и при нажатии кнопки меняют форму и размер предмета.

По эскизам Шарля Персье и Пьера Фонтена изготовляли лучшую мебель стиля ампир. Более демократичную мебель, создавал Жорж Жакоб , которую позже стали именовать в стиле Жакоб. Французский мебельный мастер творил в русле ампир, но отличием его предметов мебели была простота и архитектурность. Декор мебели был прост, состоял из узких штампованных накладок, гофрированные вставки, розетки в местах конструктивных соединений деталей. Предметы мебели выглядели нарядно и богато. Антикварами всего мира высоко цениться стиль Жакоб и по сей день. На аукционе Сотби исполненное в этом стиле кресло, было куплено за 58000 фунтов стерлингов.

В Европе мебельщики старались подражать французским образцам мебели. Великолепную мебель изготовляли и в России, русские мебельщики параллельно с красным деревом, применяли местную древесину: карельскую берёзу, орех, серо-волнистый тополь, умели показать естественную текстуру дерева. Просуществовал и удержался стиль ампир почти при всех европейских дворах, даже после краха французской империи до 1840 года, пока отторжение ко всему, что было связано с именем Наполеона Бонапарта не свергло его с пьедестала. Но и по наши дни настоящие ценители классицизма и роскоши, величия императорского Рима и древней Греции, предпочитают ампир.

Он возник во второй половине XVIII в. во Франции эпохи Наполеона Бонапарта.

Термин

Термин «ампир» – от французского empire («империя»). Перерождение классицизма в ампир произошло в императорской Франции в период правления императора Наполеона I и под его непосредственным влиянием. Ампир отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном.

Настольные часы в стиле ампир
Стиль ампир получил распространение во многих европейских государствах и развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX в. В Российской империи этот стиль появился при Александре I и господствовал в архитектуре до 1830-1840 гг.

Характерные особенности стиля

Ампир отличается театральностью в оформлении архитектуры и внутренних интерьеров. В архитектуре обязательно присутствуют колонны, пилястры, лепные карнизы.
Пиля́стр – вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель (венчающая часть колонны или пилястры) и тем самым условно изображающий колонну.

Пилястры с капителью
Активно используются античные образцы скульптуры: грифоны, сфинксы, львы и др. с соблюдением равновесия и симметрии. Можно увидеть прямые заимствования художественных форм Римской империи, Древней Греции, Древнего Египта: массивные и монументальные формы, богатый декор, элементы военной символики.
Грифо́ны – мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла или льва.

Грифоны на мосту в Санкт-Петербурге
Сфинкс мифическое существо. В древнеегипетском искусстве его изображали в виде животного с телом льва, головой человека или (реже) головой сокола или барана. В древнегреческой мифологии – с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка.
Многочисленными изображениями сфинкса украшен Санкт-Петербург: Египетский мост, набережная Невы перед Академией художеств.

Сфинкс у Египетского моста в Петербурге

Российский ампир

Первый бал Наташи Ростовой

Как мы уже сказали, в Российской империи ампир появился при императоре Александре I. В начале XIX в. в России наблюдалось увлечение французской культурой. Об этом мы читаем в многочисленных произведениях классиков нашей литературы. Вспомним хотя бы «Горе от ума», в котором А.С. Грибоедов с насмешкой говорит о «смешении французского с нижегородским», а А.С. Пушкин в 8 главе «Евгения Онегина», характеризуя Татьяну, пишет:

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Всё тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut... (Шишков, прости:
Не знаю, как перевести.)

Мы прекрасно понимаем, что перевести Пушкин, конечно же, мог. Но он очень точно показал всеобщее преклонение перед французским, на котором, как считалось, можно было выразить всё. В отличие от русского языка.
И как было обойтись без архитекторов-иностранцев в то время?

Исаакиевский собор и Сенатская площадь в Петербурге
Для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана , который впоследствии стал одним из основоположников «русского ампира».

Е.А. Плюшар «Портрет архитектора Монферрана» (1834 г.)
Российский ампир делится на московский и петербургский. Московский ампир был ближе к классицизму. Здесь прежде всего надо назвать Осипа Бове.

О́сип (Иосиф; Джузеппе) Ива́нович Бове́ (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения. Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге.
Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву.
Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились; проведена реконструкция Красной площади; снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров; разбит Кремлёвский (Александровский) сад; построен Манеж; создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром. За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой. Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы.

Большой театр в Москве
Наиболее известным представителем петербургского ампира стал архитектор Карл Росси. Другие представители этого стиля: Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Доменико Жилярди, Василий Стасов , скульпторы Иван Мартос, Феодосий Щедрин.

И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому в Москве (1818)

«Сталинский ампир»

В советское время произошло возрождение ампира в перерождённых формах – это был период времени от середины 1930-х до середины 1950-х гг. Это направление ампира известно как «сталинский ампир».

Гостиница «Россия»
«Сталинский ампир» был одним из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР в указанное время.
Символом «сталинского ампира» стали знаменитые сталинские высотки в Москве.

Здание Министерства иностранных дел
В декоре помещений он проявлялся в массивной деревянной мебели, лепнине под высокими потолками, резных шкафах, бронзовых светильниках и статуэтках.

Главное здание МГУ

Ампирная мода

Мода, как и другие проявления стиля ампир, отличалась интересом к античным образцам. Естественная потребность жить в гармонии с окружающим миром, пропагандируемая эпохой Просвещения, способствовала появлению нового костюма, а ориентация на Древнюю Грецию и Рим – возникновению моды а-ля антик.
Среди прочих законодательниц моды в стиле ампир была и Жозефина Богарне – первая жена Наполеона I.

Пьер Поль Прюдо́н «Жозефина Богарне» (1805)
Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов. Их шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелеными пальмовыми листьями. Нижний край часто отделывали блестками. Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами.
Но когда Наполеон стал императором, оголяться дамы стали намного меньше, декольте уменьшилось. К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает. Ещё через несколько лет слегка укоротилась юбка.
Стали преобладать тяжёлые шелка и бархат, массивные античные орнаменты, золотое шитье на шлейфах платьев: их дизайн был разработан специально к коронации Бонапарта. Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт».
Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной. Для этой цели надевались рединготы – пальто из лёгких шерстяных тканей прилегающего силуэта.

С лёгкими платьями надевали лёгкое на подкладке кружевное манто , которое застегивалось спереди на крючки.

Спенсер – короткий жакет с длинными рукавами на утеплённой ватной или меховой подкладке из чёрного, синего или коричневого бархата на шелковой подкладке с кружевным воротником и застежкой на крючках, также служил верхней одеждой.
Шали с яркими бордюром и кистями или бахромой были необходимым аксессуаром и стоили очень дорого.

Дамские туфли шили из белого, голубого и розового цветов атласа. Обувь была без каблука с острыми, длинными носками в форме лодочки, на утолщенной кожаной подошве. Эти очень открытые туфли, подобно балетным тапочкам, завязывались белыми лентами крест-накрест на манер античных сандалий.

Прически носили гладкие, разделённые посередине пробором в подражание греческим и римским образцам. Волосы собирали высоко, укладывали в сеточку или в косы, завивали, украшали лентами и цветами.

Мужские костюмы в стиле ампир были выполнены в тёмных тонах. Главным элементом являлся шерстяной фрак с большим воротником стойкой. Под фрак мужчины надевали жилет, белые сорочки и светлые панталоны. Также большую популярность приобрели сюртуки, рединготы и высокие шляпы.

Стиль ампир в Москве, который применялся при возведении сооружений государственного значения, имел черты архитектурных образцов античности. Архитекторы использовали монументальные массивные портики, сочетание геометрических форм с военной атрибутикой.

Здания в стиле ампир в Москве

Старое здание Университета является воплощением ампирного стиля в Москве. Изначально сооружение было возведено архитектором Казаковым согласно . Для московского ампира свойственной является холодность и суровость одновременно с роскошью и помпезностью. Здание Университета было возобновлено архитектором Джилярди, который выдержал его в том же стиле.

Полукруглый зал Университета отличается прекрасной ампирной росписью и наличием изящной белой колоннады, поддерживающей балкон.

Первым архитектором, который возводил архитектурные памятники в стиле ампир в Москве, был Бове. Его лучшей постройкой того величественного периода считается особняк Гагарина.

Известным произведением архитектурного искусства в Москве этого периода также является Усадьба Найденова, построенная архитекторами Джилярди и Григорьевым. Постройка представляет собой дом с изящным ионическим портиком, монументальной лестницей, ведущей из сада на второй этаж.

На территории усадьбы также есть павильоны и беседки, так же выдержаны в ампирном стиле. Залы главного здания усадьбы украшены ампирной росписью.

Провиантские склады – выдающиеся архитектурные памятники в Москве стиля ампир.

Последним примером ампира стала университетская церковь, возведена под руководством архитектора Тюрина.

Стиль ампир в Москве: Триумфальные ворота и Храм Святого Людовика

Триумфальные ворота в Москве в стиле ампир были возведены на площади Тверская Застава в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Над проектом работал один из лучших архитекторов того времени – Бове.

Копия этих ампирных ворот была возведена по проекту Либсона на Кутузовском проспекте. Этот памятник является первым и единственным сооружением арочного типа в Москве, выполненным в традициях ампире.

Храм Святого Людовика в Москве является результатом работы архитектора Алессандро Жилярди и представляет собой яркий пример ампирного стиля. Здание храма является отражением греческой и римской мифологии, философских идей и художественного языка того времени. Архитектор взял за основу образ древнегреческого храма – круглой или прямоугольной постройки, окруженной колоннами.

Несмотря на всю помпезность архитектурных сооружений того времени, в том числе и храмов, они отличались простотой и лаконичностью форм. Симметрия и строгость декоративного убранства – обязательные критерии, которым должен соответствовать ампирный храм.

error: