Основные операции по изготовлению изделий из древесины. Технология изготовления декоративных изделий из древесины

Необходимое оборудование.

Примерный план доходов мини столярного бизнеса

Организация бизнеса по изготовлению деревянных изделий среднего масштаба.

Дополнительные инструменты.


Художественное оформление дерева является одним из наидревнейших ремесел знаемых миром. Особое значение придают данному ремеслу у нас, в России. Множество изделий из дерева декорируются и оформляются при помощи именно этого ремесла.

На развитие искусства художественной обработки дерева в России влияло развитие самой державы, и культурное развитие народа. Поэтому историю продвижения древесного ремесла у нас делят на несколько основных периодов.

Оригинальных памятников древнерусского искусства IX—XVI веков дошло до нас очень мало. Но исходя из древних рукописей, рисунков в живописи, информации гостей которые посещали древний Киев и Великий Новгород свидетельствуют, что уже тогда художественная обработка дерева занимала определенно высокие позиции в жизни державы и народа.

Из дерева строили жилье, изготавливали мебель, посуду, городские укрепления, мастерские, хозяйственные постройки, корабли, сани, мостовые, водопроводы, машины и станки, орудия труда и инструменты, детские игрушки и тому подобное. Все это декорировалось вырезанными на них геометрическими узорами. Особенным спросом пользовалось изготовление ложек из ясена, кленя, березы на кончиках которых вырезали разнообразные орнаменты, одним из самых популярных был плетенка.

XV век принес жителям Руси освобождение от гнобления татаро-монгольского ига и основание централизованного государства, центром которого стала Москва. Впоследствии чего свободу получили народные искусства, среди которых художественная обработка древесины. Творческие натуры получили волю в своем ремесле. Именно в это время жили величайшие художники древесного ремесла Древней Руси: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий которые выделялись целостностью и гармоничностью своих работ.

Шедевры декоративно-прикладного искусства XV века стали предметами подражания для поколения многих мастеров. Примером служат иконостасы, если обратить внимание то на них присутствует плетеный орнамент и позолота, что было присуще иконостасам художников XV века.
Отдельным местом стоит отметить деревянные интерьеры и изделия из дерева. Находясь в помещении из деревянным интерьером кажется, будто ты на шаг ближе к гармонии с природой. На душе становиться спокойно и чувствуешь себя бодрее. Дерево не только сближает с природой, но и придает жилью изысканности, утонченности, особенно разнообразные вытесанные геометрические орнаменты, в деталях которых мастера оставляют частицу своей души.

Реализация мини столярного бизнеса.

Для начала необходимо изучить рынки, посетить выставки, ярмарки деревянной промышленности, дабы знать какой вид изделий востребован покупателями. После сбора информации создать бизнес-план своей столярной мастерской, который сможет привести вас к успеху.

Чтобы создать мастерскую вам необходимо: сухое светлое помещение размером в 50 квадратных метров с потолками высотой до 4 метров. Так же необходимо наличие электричества. Затем возьмитесь за сбор документов необходимых для налоговой и служб пожарной безопасности.

Необходимое оборудование.

Следующим шагом служит сбор необходимых материалов и покупка машин для производства. По вашему желанию, вы можете либо купить полностью все необходимое оборудование, либо 50 на 50. Половину изготовить самому при помощи интернет чертежей, а другую половину купить. Экономить на материалах и оборудовании не стоит, ведь половина качества вашей продукции зависит именно от этого. Вкратце вам понадобятся такие инструменты как дисковая или торцовая пила, фуганок, рейсмус, электроинструменты: дрель, фрезер, а так же комплекты ручных инструментов: стамески, киянки, ножовки.

Перед покупкой оборудования стоит все тщательно продумать. Что именно вы будете производить, какие инструменты и машины необходимы для этого, дабы избежать лишних расходов на ненужное оборудование. Так же важно не забывать о людях которые будут работать с вами, или на вас. Лучше всего искать не только мастеров своего дела, но и творческих людей, которые будут вкладывать душу в ваши изделия. Если ваш продукт будет оригинальным, спрос на него не упадет никогда и это будет приносить стабильный доход.

Какие изделия из дерева изготавливать?


Изделиям из дерева присущ свой собственный характер, который придает не только квартире, но и тому же самому офису уюта и гармонии. Поэтому выбор продукции очень большой от дверных ручек до мебели разной категории. Предприниматель столярного бизнеса имеет широкий кругозор выбора, главное не ошибиться.


Существует море деревянной продукции среди которой сувениры, талисманы, игрушки, обереги они одни из тех, кто пользуется популярностью среди покупателей. Особенно оберег "Постучи по дереву". Его конструкция довольно таки проста. Берут березовую колоду диаметром 5 см и длинной 10 см, разрезают на двое в длину, зачищают от коры. В нижней части полена помещают деревянную фигурку духа, или же высекают сам образ духа. В народе говорят, что постучав по такому оберегу можно связаться с духами дерева, которые дадут вам защиту от злых сил и нечести.

Лак на такой оберег не наноситься, украшают его кусочками бересты. Фишкой производителя таких оберегов является так званая инструкция стучания по дереву. Народ верит во всякие суеверности, поэтому напечатав к своему оберегу инструкцию связи с духами вы привлечете внимание покупателей. Такое изделие стоит около 300 рублей.

При использовании самого дешевого материала делового горбыля, вы можете изготавливать скамейки, столики, табуретки для дач, и украшать различными геометрическими узорами. На данный момент такие вещи востребованы и довольно неплохо ценятся в Москве.


Самая обычная скамья из горбыля стоит около 2500 рублей, а добавив на неё какой-нибудь орнамент можно подгонять уже за 3500 рублей. В летнее время вы сможете изготавливать и продавать по 25 штук в месяц. Подставки для горячего стоят 25-40 рублей, а сделанные из отшлифованных срезов до 100 рублей, салфетницы от 150 рублей, а вот хорошие оригинальные хлебницы могут стоить и до 1000 рублей.

Расходы и доходы для мини бизнеса.

Расходы бизнес-плана будут включать такие пункты:
. -аренда самого помещения до $200, если нет своего собственного;
. -освещение помещения до $10-20;
. -материалы до 300 дол. США.
. -инструменты — $2500


Для открытия маленькой мини столярной мастерской понадобится около $3170. При эффективность бизнеса 23 % чистая прибыль будет становить от $1000 в месяц, а сроки окупаемости - до 4 мес. Столярный бизнес стоит успеть запустить в дело к началу строительного сезона.

Примерный план доходов мини столярного бизнеса.


При условии своего помещения:
Допустим ваша мини мастерская изготавливает самое простое столярное изделие - двери. Мастер с отсутствием опыта сможет изготавливать 10-12 дверей в месяц. Для этого нужно закупить 1,5-2 кубических метра дерева. Стоимость будет $270-360.
Цена за дверь $120-130. $120*10 дверей = $1200 доход. Чистый доход: $1200 — $270 = $930. Здесь наведены возможности мастера без опыта, так как обычно за месяц столярная мастерская с одним работником успевает делать большие объемы.

Организация бизнеса по изготовлении деревянных изделий среднего масштаба.

Систему производства оконных и дверных блоков можно разбить на такие этапы:
1. раскрой пиломатериала, проверка его качества;
2. создание и обработка заготовок;
3. сборка конструкции;
4. шлифование изделия и нанесение покрытий.

Для каждого выше наведенного этапа можно купить отдельный станок или выбрать центр деревообработки, который сможет выполнять все выше наведенные пункты. Так же можно убить одним выстрелом двух зайцев, то есть приобрести многофункциональную установку, которая сможет совмещать в себе несколько функций и работать за 2-3 цеха одновременно.

При покупке таких установок вы так же экономите пространство своего помещения, ведь одна установка занимает места меньше чем две или три, но включает в себя одни и те же функции. Примером такой установки служит станок Д 300, которые может выполнять функции нескольких видов, таких как: рейсмусового, фрезеровочного, шлифовального, фуговального цехов.


Дополнительные инструменты.

Для качественной и целостной работы вашего столярного цеха необходимо купить такие инструменты:

Минимальный слесарный набор инструментов;
. дрель;
. шуруповерт;
. электролобзик;
. шлифовальная машинка;
. влагомер;
. рулетка;
. штангенциркуль;
. электрический рубанок;
. дисковые пилы с питанием от сети;
. инструмент для нанесения красящих, антисептических веществ;
. вентилятор с мешками для организации опилоудаления.

Маленький столярный цех может быть устроен на площади в 60 м2. Экономии пространства можно достичь за счет объединения всего оборудования в деревообрабатывающем центре. Для достижения успехов в бизнесе необходимо нанимать минимум двух профессиональных столяров-плотников, а так же на первых этапах издательства директору необходимо присутствовать собственной персоной на процессах изготовления продукции.

Технико-экономическое обоснование.


Капитальные вложения (в рублях):
. покупка необходимого оборудования - 184 000 руб.
. расходы на инструменты - 85 000 руб.
. расходы на перевозку - 50 000 руб.
. закупка сырья - 400 000 руб.
. регистрация бизнеса в форме ИП - 21 000 руб.;
. другие расходы (оплачивание рабочей силы) - 15 000 руб.
Суммарный размер вложения в бизнес: 755 000 руб.
Для каждой будущей продукции по отдельности создается эскиз. Сначала это делается от руки, не по масштабам будущего изделия. Это набросок на глаз, в котором автор разрабатывает идею самого изделия. После чего согласовывает это с директором предприятия, если данная разработка понравилась то создается еще один чертеж уже за масштабами, непосредственно по котором будет делается будущая продукция.

Проектируемое изделие изображают в трех видах сверху, спереди и сбоку. При необходимости делают разрез детали. Если модель детали очень сложная, то её разбивают на части и изображают каждую часть по отдельности. Каждая деталь получает свой номер, под которым входит в свою спецификацию. Все чертежи делают на бумаге, простым карандашом, дабы в случае потребности было легко исправить допущенную ошибку, или ввести какую-нибудь поправку, доработку.

В большинстве используют специальную бумагу - миллиметровку. Это бумага, которая разделена на клетки, дабы проще было просчитывать масштаб и чертить по масштабу.

В одну ногу с эскизом продумывают систему изготовления данного изделия. Какие именно материалы понадобятся, какие станки будут необходимы для данной разработки, какие инструменты будут использовать в процессе создания данной продукции, подсчитывают расходы. Просчитывают все до последнего гвоздя, дабы в будущем избежать нехватки каких-то материалов, и естественно для того чтобы производство было организованным.

Так же в этот период занимаются подготовлением места работы мастера. Выбирают более удобную по размерам мастерскую, которая будет соответствовать размерам продукции. Выбирают удобное расположение чертежей, размещение материалов в мастерской, с которых будет изготавливаться будущая продукция. Обеспечивают мастеру свободный доступ к станку, а так же инструментам. Обеспечивают его удобными условиями для работы. Затем еще раз проверяют систему изготовления и конструкцию будущего изделия, дабы избежать повреждения качества и разнообразных сбоев в процессе изготовления.

Современное индустриальное строительство не исключает плотничных и столярных работ.

Столяры и плотники, работающие на деревообрабатывающих предприятиях, изготовляют оконные и дверные блоки, детали крупнопанельных деревянных домов и другие конструкции и детали.

Столяры и плотники должны освоить технологию изготовления и сборки различных изделий, знать технические условия изготовления и приемки деревянных изделий и конструкций, уметь читать рабочие чертежи и правильно организовать рабочее место.

В современном строительстве большинство изделий из древесины изготовляют в заводских условиях. Их доставляют на строительную площадку, где их устанавливают (монтируют) в соответствии с проектом.

Технологический процесс работы столяра включает: сушку пиломатериалов; нарезку заготовок из пиломатериалов: последующую обработку заготовок до изготовления деталей требуемой формы и размеров; сборку деталей, включая склеивание в узлы и комплекты; подготовку и отделку комплектов; упаковку и доставку комплектов на склад.

Расстановку деревообрабатывающего оборудования выполняют в соответствии с технологическим процессом, чтобы при обработке деталей их потоки не пересекались и возвращались в обратном направлении.

Зону, где осуществляется рабочий процесс, называют рабочим местом.

Квалифицированный рабочий должен уметь составить карту технологического процесса для изготовления изделия, указывая рабочие места и необходимое оборудование, начиная с распиловки и завершая сборкой и отделкой деталей. От него требуется умение составить спецификацию на изделие и рассчитать потребность материала.

Деревянные лестницы устраивают в домах до двух этажей. При площади застройки дома более 500 м² несущие элементы лестниц должны быть огнестойкими.

Лестницы с прямыми маршами выполняют плотники, с поворотами, закруглениями, винтовые - столяры. Лестницы имеют 1-3 марша (рис. 1). Их ширина определяется назначением здания. В квартирных домах ширина лестничных маршей 0,9...1,2 м, учитывающих размеры мебели. Лестницы, ведущие на чердак, в погреб, имеют ширину 0,8...0,9 м.

Схемы лестниц

а - одномаршевая; б - двух маршевая; в - трехмарше-вая; I - ширина марша; с - ширина лестничной площадки; А - ширина лестничной клетки; L - длина лестничной клетки: Н - высота этажа; d - длина марша (в горизонтальной проекции)
рис. 1

Для удобства подъема по лестнице соблюдают соотношение между шириной и высотой ступени. Оптимальной высотой ступени в жилых домах считается 15...18 см, шириной - 27...32 см (рис. 2).

Число ступеней лестничного марша определяют делением высоты этажа (расстояние от пола до пола) на высоту ступени. В марше предельное число ступеней - 10. Уклон междуэтажных лестниц - 30...36° (рис. 2, г). Во внутриквартирных лестницах уклоны до 50°.

Фрагменты ступеней


а - высота и ширина нормальной ступени; б - ширина узкого конца ступени винтовой лестницы; в - фрагмент винтовой лестницы; г - разрез лестницы
рис. 2

Таблица 1. Рекомендуемые размеры ступеней и наклонов лестничных маршей

Размер ступени, см Уклон лестничного марша
высота ширина пропорция градусы
15 29 ... 32 1:(1,95 ... 2,07) 30 ... 32
16 28 ... 30 1:(1,75 ... 1,87) 33 ... 35
17 27 ... 29 1:(1,59 ... 1,70) 36 ... 37
18 25 ... 27 1:(1,39 ... 1,50) 38 ... 41
19 24 ... 26 1:(1,26 ... 1,37) 40 ... 42
20 23 ... 25 1:(1,15 ... 1,25) 43 ... 44
21 22 ... 24 1:(1,05 ... 1,14) 45 ... 47

Лестничные площадки (между маршами) имеют ширину, равную ширине марша и ширине ступени. При лестничном марше шириной 1,20 м, ступени 30 см, ширина лестничной площадки 1,20+0,3=1,5 м. В винтовых лестницах минимальная ширина ступеней в узкой части 10, в середине - 15 см.

Ступеньки деревянных лестниц изготовляют из сосновых досок (рис. 3) влажностью 8±2 % и толщиной для проступи 4...5 см, для подступенька 1,8...2,5 см.

Способы соединения ступени (проступи) с подступенькой


1 - проступь; 2 - нащельная рейка; 3 - подступенька
рис. 3

Тетивы - главный наклонный несущий элемент лестницы. По способу крепления ступеней к тетивам различают лестницы: со ступенями, вставленными в вырезы тетив; с вдолбленными в тетивы ступенями; со ступенями, установленными в накладку в вырезы тетив; со ступенями, закрепленными на брусках, прибитых к тетивам; обыкновенные лестницы.

Лестницы со ступенями в вырезах тетив имеют простую конструкцию (рис. 4). Тетивы таких лестниц изготовляют из досок толщиной 5...6, шириной 25... 28 см. Глубина пазов в тетивах для установки ступенек 2...2,5 см. Отдельные ступеньки в марше имеют вырезы в тетивах для сквозных шипов, закрепленных клиньями с наружной стороны. Лестничные марши (вверху и внизу) закрепляют к балке перекрытия, лестничной площадке шиповым соединением, усиленным дополнительно стальным уголком. В таких лестницах отсутствует подступенек и обшивка снизу. Лестницы такой конструкции устраивают для подъема на чердак, спуска в погреб и в других хозяйственных постройках.

Дощатая лестница


а, б - соединение наклонных досок (тетив) лестницы с балкой; в - сопряжение проступи с тетивой; 1 - лестничные тетивы; 2 - проступи; 3 - балка; 4 - поперечная балка; 5 - стальной угольник; 6 - рейка; 7 - клин; 8 - стойка; 9 - опорная рейка; 10 - доски; 11 - щит наката; 11 - слой глины; 13 - звукоизоляция; 14 - дощатый пол; 15 - потолок; 16 - рейка; 17 - штукатурка по дранке; 18 - нащельник
рис. 4

Лестницы со ступенями, вдолбленными в тетиву, выполняют из досок (для тетивы) толщиной 5...8 см и шириной 22...30 см, а ступеней - толщиной 3,8... 6,3 см. Пазы, выдолбленные для ступеней в тетиве на 3 см, не доходят до их заднего края.

Лестницы со ступенями, установленными в накладку в вырезы тетив, изготовляют из досок для тетивы толщиной 6,3...8, шириной 29...31 см, ступени - из досок толщиной с 5 см и шириной 25...32 см. Прямоугольные вырезы у верха тетив устраивают такой глубины, чтобы остальная часть тетивы имела 13... 15 см непропиленной древесины (рис. 5).

Лестницы для индивидуальных домов


а - со ступенями, заведенными в вырезы тетив; б - со ступенями, устанавливаемыми в вырезы тетив в накладку
рис. 5

Лестницы со ступенями, установленными на бруски, прибитые к тетивам. Бруски сечением примерно 5x6 см и длиной до 50 см прибивают к внутренней стороне тетив, а на них укладывают дощатые ступени (рис. 6). К наружной стороне тетив привинчивают шурупами стойки перил.

Лестница со ступенями, прибитыми к брускам

1 - брусок; 2 - тетива; 3 - проступь; 4- стальной угольник; 5 - стойки ограждения! 6 - поручни ограждения
рис. 6

Несущий элемент лестницы имеет боковые тетивы с прямоугольным пазом или прибитыми к ним с установленными ступенями-накладками (рис. 7). Лестница с одной стороны имеет ограждение. Высота ограждений 85...90 см, их выполняют в виде металлической решетки или изготовляют из древесины, а поручни из пластмассы. Деревянные поручни устанавливают на стойки, пластмассовые - на металлическое основание. Низ стоек ограждения закрепляют на тетиве поручнем. Деревянные лестницы изготавливают из сухих пиломатериалов: это исключает скрип. Соединения элементов не должны иметь клиньев, подступеньки должны быть надежно прикреплены к проступи.

Тетивы обыкновенной лестницы


а - с вырезами в тетивах; б - с прибитыми к тетивам накладками
рис. 7

Карта технологического процесса изготовления оконных и дверных блоков. Требуемое количество пиломатериалов для изготовления оконного блока зависит от количества заготовок, получаемых из различных сортов пиломатериала.

Из досок после их обработки выход заготовок (табл. 2) зависит от их сорта.

Таблица 2. Выход заготовок при обработке пиломатериалов

Ассортимент пиломатериалов Выход заготовок из досок и клееной фанеры, %, по сортам
I II III
Необрезные доски хвойных пород 75 50 ... 60 35
Необрезные березовые доски 70 60 30 ... 35
Необрезные дубовые доски 60 50 30 ... 35
Строганная дубовая клееная фанера 70 50 -

При массовом производстве расход материала несколько увеличивается из-за использования части заготовок в качестве образцов, для настройки станков и, частично из-за дефектов древесины.

Увеличение количества заготовок называют припуском на брак, он допускается до 5-10 %. Это условные величины, так как, усовершенствуя технологический процесс изготовления любого изделия, процент брака удается значительно сократить.

Несущие деревянные конструкции

Для перекрытия пролетов производственных зданий используют балки и фермы. Пролеты таких конструкций и размеры элементов и количество гвоздей и болтов в стыках определяют расчетом.

Составные гвоздевые балки изготовляют из досок и брусьев I и II сорта. Наиболее распространенная толщина пиломатериалов - 2...10 см. Допускаются сросшиеся с древесиной сучки диаметром до 15 см, не снижающие ее прочности. Наиболее распространены двутавровые деревянные балки (рис. 8).

Сечения несущих деревянных балок


а...е - двутавровые балки; ж...к - пустотелые балки
рис. 8

В процессе эксплуатации в стенках деревянных балок появляются трещины, из-за усушки снижающие ее прочность на 40...60 %. Двутавровые балки снижают прочность при использовании низкосортных досок ниже I и II сорта.

Стенка гвоздевой балки состоит из двух рядов досок толщиной 4...6, шириной 15-22 см, уложенных под углом 30...45° друг к другу. Жесткость стенки усиливают ребра из досок и брусья, стянутые болтами в ее верхней и нижней части (рис. 9). Высота такой балки в пределах 1/6 ...1/2 пролета.

Фрагменты гвоздевых балок из брусков и досок


а - поперечный разрез; б - вид спереди; 1 - брусок; 2 - ребро; 3 - болты с гайками и шайбами; 4 - дощатая стенка
рис. 9

Недостатком деревянных гвоздевых балок являются остаточная деформация под нагрузкой, трудоемкость изготовления, коррозия гвоздей и болтов под влиянием атмосферных условий.

Клееные конструкции главным образом изготовляют на деревообрабатывающих предприятиях, используя сосновые доски I и II сорта толщиной 30...50 мм. Доски строгают на рейсмусовых станках с четырех сторон. Прочность клееных балок зависит от влажности и точности обработки материала.

Для клееных балок используют доски небольшой длины III сорта. Такие балки изготовляют в мастерских, имеющих оборудование для обработки и склеивания. Клееные конструкции при высыхании древесины подвержены усушке в различных направлениях волокон древесины. Доски в клееных конструкциях укладывают с противоположным рас положением годовых слоев (рис. 10).

Послойная укладка пиломатериалов в клееных конструкциях и их категории


а, б - сечение прямоугольных балок; в - сечение квадратной колонны; г - двутавровая балка, усиленная гвоздями
рис. 10

Клееные балки имеют прямоугольное, квадратное или двутавровое сечение. Клееные несущие деревянные конструкции имеют различные модификации (рис. 11). Высота клееных балок в пределах 1/8 ... 1/12 пролета. Деревянные двутавровые клееные балки перекрывают пролеты до 12 м.

Схемы деревянных клеевых несущих конструкций (вид спереди)

а - прямоугольная балка; б - двускатная балка; в - гнутая балка; г - треугольная ферма со стальной затяжкой; д - деревянная шарнирная арка; е - гнутая рама; ж - деревянная параболическая арка
рис. 11

Клееные балки, усиленные гвоздями, применяют при устройстве совмещенных (бесчердачных) крыш.

При этом несущие конструкции крыши объединены в общую панель с теплоизоляцией.

Армированные клееные балки изготовляют прямоугольного или швеллерного сечения. Балки прямоугольного сечения имеют постоянную ширину 7 см при высоте 14...50,4 см с градацией 2,8 см (рис. 12). Балки усилены четырьмя арматурными стержнями диаметром 14 мм. Швеллерные балки изготовляют с толщиной стенок 7 и 10 см, у первых арматура из восьми стержней, у вторых - из двенадцати стержней диаметром 14 мм. Арматурные стержни укладывают в выбранные и смазанные клеем пазы между досками. Вместо досок используют также водостойкую и огнестойкую клееную фанеру.

Сечение армированных клееных деревянных балок


а - прямоугольной; б в - двутавровой; г - треугольная рама; д - прямоугольная рама
рис. 12

Для клееных балок с предварительно напряженной арматурой стальные стержни нагревают до 8О...9О°С. Удлинившиеся стержни закрепляют анкерными упорами в концах балки. Стержни при остывании балки укорачиваются, создавая напряжение в балке.

Двутавровые деревянные балки изготовляют с решетчатой стенкой. Усиленные арматурой, они перекрывают пролеты до 9 м.

Деревянные фермы (рис. 13) бывают треугольные, прямоугольные, трапециевидные, сегментные и многоугольные. В фермах различают верхний и нижний пояса, раскосы и стойки. Деревянными фермами перекрывают пролеты до 24 м. Металлодеревянными фермами перекрывают пролеты большей величины. Узлы деревянных ферм крепятся гвоздями и болтами. В металлодеревянных фермах элементы, работающие на сжатие, изготовляют из древесины, работающие на растяжение - из стали.

Схемы фермы (вид спереди)


а - деревянной; б - металлодеревянной
рис. 13

Сегментные фермы. Их верхний пояс изготовляют из нескольких изогнутых слоев досок, сшитых гвоздями. Нижний пояс - затяжка из круглой стали. Затяжка, охватывая основание верхнего пояса (сегмента), поддерживает его с двух сторон.

Сегментные клееные фермы изготовляют из качественных досок, в том числе и нижний пояс (затяжку) (рис. 14). Узлы ферм усиливают пластинками из клееной фанеры толщиной 12,6 мм и накладками из полосовой стали. Стальной башмак соединяет верхний и нижний пояса фермы. Пролет такой фермы до 18 м.

Гнуто-клееные из досок дугообразные (сегментные) фермы со стальными пластинками для скрепления узлов


1 - гнуто-клееный верхний пояс фермы из пяти слоев досок (22X83 мм); 2 - нижняя затяжка из четырех слоев досок (22X83 мм); 3 - фанерные пластинки толщиной 12,7 мм с двух сторон узлов фермы; .4 - накладки из листовой стали; 5 - элементы решетки - стойки и раскосы сечением 51Х89 мм; б - опора фермы поперечным сечением 254X254 мм; 7 - стальные накладки
рис. 14

Качество клееной древесины. В массовом производстве покрытие деталей клеевым слоем механизировано с помощью вальцов. Клеи карбамидных искусственных смол, нанесенные тонким слом на ровно-строганую поверхность, обеспечивают прочное склеивание элементов. Клей наносят на одну поверхность детали, прочность соединения от этого не уменьшается.

Для прочности склеивания после нанесения клея детали плотно прижимают, используя клеильные прессы. Склеивание обеспечивается давлением, МПа (кгс/см²).

Для запрессовки склеиваемых поверхностей используют ручные прессы, рамы с клиньями, эксцентриковые прессы, сжимающие склеиваемые детали под небольшим давлением струбцины (рис. 15). Механические устройства применяют для склеивания деталей небольшого объема, прессы - для сплачивания щитов, а также фанерования поверхностей декоративной фанерой или пластиком (например, дверных полотен).

Водостойкий клей из синтетических смол обеспечивает высокое качество склеиваемой конструкции. Клееные деревянные конструкции более огнестойки и менее подвержены гниению, чем природная древесина. Клееные конструкции позволяют экономично использовать короткие обрезки досок и брусьев.

Струбцины


а - обыкновенная; б - двойная для сжатия параллельных поверхностей; в - с подвижным шарниром для сжатия косых деталей; г - обыкновенная с тремя болтами: д - для сжатия фасонных деталей
рис. 15

>>Технология: Этапы создания изделий из древесины

Для того чтобы изготовить какое-либо изделие, необходимо выполнить ряд действий, то есть пройти ряд этапов.
Прежде всего надо заранее продумать, из каких, материалов вудм состоять изделие, какие инструменты и приспособления иужны для этого, на каком оборудовании и рабочем месте возможно изготовить изделие.
Не следует спешить приступать сразу к изготовлению изделия. Иначе можно превратить его в брак - ненужную продукцию. Не зря есть поговорка: «Семь раз отмерь, а один раз отрежь».
Вначале изображают изделие в виде технического рисунка, эскиза или чертежа . Подбирают качественную заготовку из древесины необходимой породы. Заготовкой называют определенных размеров материал, из которого делается деталь. Размечают заготовку, проверяя размеры несколько раз. Затем строгают, пилят, зачищают и отделывают ее, превращая в готовое изделие.
Изделия могут состоять из одной или нескольких деталей. Каждая деталь изготавливается из одного куска материала.
Соединенные детали в изделии называют сборочной единицей. Изделие может состоять из одной или нескольких сборочных единиц.
Если изделие состоит из нескольких деталей, то их после изготовления надо подогнать друг к другу и соединить между собой. Соединение деталей в изделие называют сборкой.
Изготовленное изделие необходимо проверить на прочность, испытать. Если обнаружатся какие-то недостатки, то надо найти причины их возникновения и устранить.
Последовательность действий по обработке заготовок и сборке их в изделие описывается в специальных маршрутных инструкционных и технологических картах.
Обработку деталей осуществляют рабочими инструментами вручную или на станках.Каждая деталь изготавливается по своему технологическому процессу, который является частью всего производственного процесса по превращению заготовки в деталь или изделие .
Технологический процесс изготовления деталей состоит из ряда технологических операций.

Операцией называют законченную часть технологического процесса, выполняемую на одном рабочем месте или на одном станке. Например, операциями будут являться: выпиливание заготовки на столярном верстаке, сверление в ней отверстий на сверлильном станке, окраска заготовки в специальном помещении.
Операции состоят из переходов и установив (установок) деталей. Переход выполняют на одном рабочем месте или станке одним инструментом. В технологической карте указывается последовательность выполнения операций, установов и переходов, графическое изображение изменяющейся заготовки и применяемые инструменты и приспособления.
В таблице 2 приведена технологическая карта на изготовление кухонной разделочной доски.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Составление технологической карты на изготовление простейшей детали

1. Внимательно изучите чертеж детали, которую вы хотите изготовить.
2. Пользуясь таблицей 2, разработайте технологическую карту на изготовление вашей детали.
3. Сравните составленную технологическую карту с технологической картой, разработанной для этой же детали вашими одноклассниками.

  • Этапы создания изделия, брак, сборка, заготовка, деталь, сборочная единица, переход, операция, установ, технологический процесс, инструкционная и технологическая карты.

1. Перечислите этапы создания изделия из древесины .

2. Что такое брак?

3. Для каких целей служат технологические карты?

4. Что называют деталью, сборочной единицей?

5. Что называют технологической операцией?

А.Т. Тищенко, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, Н.П.Щипицын,Технология 5 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки


Столярное дело родилось из плотницкого, строительного - с появлением инструмента и приемов, дающих возможность получить гладкие поверхности и чёткие детали. Сущность столярного дела заключается в умении чисто обработать и соединить в изделии кусочки дерева, приобретенные из круглого древесного ствола. Отделка возникла существенно позднее. Сначала столярные изделия выполнялись в натуральной древесине - массиве.

Сейчас в столярном деле употребляются толстые бруски и доски, владеющие достаточной прочностью, и совсем тонкие дощечки, такие как фанерный шпон (узкий срез древесины), требующие несущей древесной базы. Доски и бруски идут в скрытую конструкцию и" для лицевых, открытых взгляду частей изделия, шпон используют только для облицовки. Поверхность досок и брусков обрабатывают выстрагиванием, порезкой, точением. Потому что природная база столярного материала не поменялась - это все то же дерево, сохранился и принцип его обработки, а означает, и приемы старенькых мастеров, в совершенстве владевших ручным инвентарем, полностью могут служить сегодняшнему мастеру, чей труд только облегчается внедрением устройств.

Столярное мастерство наряду с умением выбрать материал и придать бруску надлежащую форму просит и учета конструктивной работы этого бруска в изделии, исходя из направления и формы его волокон.

Как понятно, есть разные породы дерева, имеющие древесину различного цвета, строения и прочности. Любая порода имеет свои индивидуальности в обработке и отделке. Столярное искусство состоит к тому же в том, чтоб уметь найти породу, знать её индивидуальности - плюсы и недочеты, уметь найти в кусочке дерева - заготовке - части, более подходящие для лицевых деталей, уметь соединить меж собой разные породы так, чтоб это соединение было гармоничным, прекрасным и соответствовало конструктивной характеристике изделия.

Древесина поддается различного рода отделке - крашению, морению, лакированию, полированию. Но способности таковой отделки для различных пород различны: есть древесина, просто принимающая протраву (окраску), есть - плохо принимающая; некие породы плохо полируются и т.д. Принципиальный раздел столярного искусства - понимание способностей отделки древесины, её выбор и умение эту отделку выполнить.

Любое столярное изделие состоит из отдельных деталей, так или по другому связанных меж собой. От прочности соединения этих деталей и зависит крепкость всего изделия. Мастеру нужно уметь выбрать тип связки деталей, форму и характер обработки их в местах соединения, также скрепляющие материалы.

Сами детали, соединяемые в изделие, могут иметь при одном и том же размере и назначении изделия разную толщину, ширину. Так, рамка двери может быть и широкой, и узенькой, ножки табурета - и толстыми, и тонкими. Умение найти нужное для данной детали сечение с учетом не лишь работы, но и красы - одна из основных составляющих столярного искусства. Мастер должен обладать чувством пропорций и тем, что называют "чувством дерева".

Сущность обработки древесины, как было сказано, сохранилась с древнейших времен фактически без конфигураций: дерево разрезают пилой, поверхность его выглаживаю рубанком, отверстия делают буравом, долотом либо стамеской. За крайнее время возникли ручные машинки, в которых режущие части приводятся в движение движком. Это существенно облегчило работу по заготовке материала и, не считая того, отдало возможность повысить точность размеров однотипных деталей и скорость их производства. От профессионалы требуется умение так применять ручные машинки, чтоб по сопоставлению с ручным созданием возможность получения новейших форм столярных изделий не ограничивалась, а напротив, увеличивалась. Короче говоря, ручными машинками мастер должен владеть так же виртуозно, как стамеской либо рубанком.

Современное столярное создание пополнилось также некими новыми видами столярных материалов. Во-первых, это отделанный древесиной ценной породы тонкий щит на базе ДСП (древесностружечной плиты) либо столярного щита, собранного из склеенных меж собой древесных реек и облицованного снаружи фанерным шпоном. Во-вторых, это картонный либо пластический пленочный имитационный материал, заменяющий натуральный, и в-третьих, полиэфирные и нитроцеллюлозные лаки, дающие возможность получить крепкий толстый прозрачный слой поверхностной отделки изделий. Умение применять эти материалы - непременное условие столярного мастерства в наши дни.

Таким образом, столярное искусство включает в себя как чисто ремесленную часть - обработку древесины инвентарем и соединение деталей в изделие, так и творческую - умение выбирать и соединять породы, ощущать гармонию в столярном изделии. Крайнее более тяжело, но владение гармонией и описывает реального профессионалы.

В связи с развитием механизированных способов обработки древесины за крайнее время утратилась непосредственная связь меж её структурой и формой изделия. Возникло много ложных в художественном и логическом смысле решений, которые вручную выполнить было бы нереально (к примеру, поперечное склеивание изогнутых углов и ребер плит; длинноватых, работающих на изгиб деталей) и которые диктуются, в основном, удобствами заводской технологии. Подражать им нельзя. Потому понять действительную логику устройства древесной вещи можно, только исследовав эталоны народной мебели, мебельно-сто-лярных изделий прошедших времен. Все детали фермерской мебели и изделий старенькых мастеров-столяров сделаны и соединены в согласовании с настоящей конструктивной работой древесного элемента в изделии. Снаружи это характеризуется направлением волокон в детали, выполненной, обычно, из массива. Но исследование логики построения старинной либо народной мебели совсем не обязано ограничиваться копированием старинных форм.

Занятие столярным делом интенсивно распространяется посреди людей самой различной квалификации - от мастеров, занятых столярной отделкой помещений в публичных зданиях, до домашних умельцев. При всем этом требования к качеству столярной работы постоянно растут. В то же время проф мастерство рабочих, занятых столярной отделкой интерьеров, не постоянно соответствует подабающему уровню. Это происходит поэтому, что уровень ручного мастерства снизился: умельцы-столяры старшего поколения ушли, не передав секретов собственной работы, столяры мебельных компаний очень специализированы. Столярами в строительстве сейчас работает много бывших плотников, не прошедших проф подготовки.

error: