Случае наносится методом порошковой покраски. Технология порошковой покраски: характеристика, особенности и преимущества

Порошковые краски были разработаны в 60-х годах XX века ввиду необходимости обеспечения защиты окрашиваемых поверхностей, придания им привлекательного внешнего вида, снижения затрат на покраску, а также в целях уменьшения вреда, наносимого экологии. Тогда же возникли электростатический способ нанесения покрытия и система анодирования. Стали появляться покрытия с эффектом «металлик» и краски, устойчивые к воздействию неблагоприятных внешних факторов.

Полимерное порошковое покрытие сначала напыляют на изделие, а после этого в специальной печи и при определённой температуре подвергают полимеризации. Технология покраски порошковой краской подразумевает следующие этапы:

  • Подготовку поверхности
  • Нанесение порошковой краски
  • Полимеризацию

Предварительная обработка поверхности

Предварительная обработка изделия – это самый продолжительный и трудоёмкий процесс, которому иногда не уделяют нужного внимания, в то время как от него зависят стойкость, качество и эластичность покрытия. Подготовка поверхности к процессу покраски включает в себя удаление каких-либо загрязнений, обезжиривание и фосфатирование в целях повышения адгезии, а также защиты металла от коррозии.

Очистка обрабатываемой поверхности может осуществляться механическим либо химическим способами. В случае механической очистки применяются стальные щётки или же шлифовальные диски, возможна притирка чистой, смоченной в растворителе тканью. Что касается химической обработки, она осуществляется с использованием кислотных, щелочных или нейтральных веществ и растворителей, которые подбирают в зависимости от степени загрязнения, материала, размера и типа обрабатываемой поверхности и других факторов.

Нанесение конверсионного подслоя позволяет предотвратить попадание под покрытие разного рода загрязнений и влаги, которые вызывают отслаивание и последующее разрушение покрытия. Фосфатирование поверхности с нанесением слоя неорганической краски даёт возможность повысить адгезию, то есть сцепляемость поверхности с краской в 2-3 раза, и предохранить её от ржавчины. При удалении окислов (окалины, ржавчины и окисных плёнок) весьма эффективны абразивная (механическая, дробеметная, дробеструйная) и химическая очистки, то есть травление.

  • Абразивная очистка реализуется с помощью мелких частиц (дроби, песка), чугунных или стальных гранул, скорлупы ореха, которые с большой скоростью подаются на поверхность посредством сжатого воздуха или центробежной силы. Эти частицы откалывают кусочки металла с окалиной, ржавчиной или другими загрязнениями, что значительно повышает адгезию покрытия.
  • Травлением называют удаление окислов, ржавчины и других загрязнений с помощью растворов на основе соляной, серной, азотной, фосфорной кислот или же едкого натра. В них содержатся ингибиторы, замедляющие растворение очищенной поверхности. Преимущества химической очистки перед абразивной – это большая производительность и простота применения. Но после неё нужно промывать очищенную поверхность от растворов, а это, в свою очередь, вызывает необходимость дополнительного использования очистных средств.
  • Заключительная стадия подготовки поверхности – пассивирование. Иначе говоря, обработка кузова соединениями нитрата натрия и хрома. Пассивирование проводится в целях предотвращения появления вторичной коррозии на любых этапах подготовки поверхности – после обезжиривания, фосфатирования либо хроматирования.

По завершении ополаскивания и сушки детали в печи (секции отвержения), можно считать поверхность готовой для нанесения порошковой краски.

Нанесение порошковой краски на поверхность изделия

Когда предварительная обработка закончена, окрашиваемый предмет помещают в камеру напыления, где на него непосредственно наносится порошковая краска.

Основным назначением этого бокса является улавливание порошковых частиц, которые не осели на окрашиваемое изделие, утилизация краски, предотвращение попадания её в помещение. Такая камера оборудована системой фильтров, средствами очистки (виброситом, бункерами и др.) и системами отсоса.

Бывают тупиковые и проходные типы боксов. В тупиковых камерах обычно окрашиваются изделия небольшого размера, в то время как крупногабаритные предметы – в длинномерных. Существуют и автоматические модели, где за считанные секунды порошковое покрытие наносится при помощи пистолетов-манипуляторов.

Самым распространённым способом нанесения порошковой краски является электростатическое напыление, то есть нанесение электростатически заряженного порошка на заземлённое изделие с помощью пневматического распылителя, который также называют пистолетом, аппликатором или пульверизатором.

Формирование покрытия

Когда краска уже нанесена на изделие, его направляют на следующую стадию – формирования покрытия, которая включает в себя оплавление слоя краски, получение плёнки покрытия, его отвердение и охлаждение.

Процесс оплавления осуществляется в специальной печи или камере. Есть много видов камер полимеризации, в зависимости от особенностей производства их конструкция может меняться. Говоря простым языком, такая печь – это своеобразный сушильный шкаф, имеющий электронную «начинку». С помощью блока управления есть возможность контролировать температурный режим камеры и время окрашивания, настраивать автоматическое отключение по окончании процесса. Источником энергии для печи полимеризации может быть электричество, природный газ или даже мазут.

Разделяют горизонтальные и вертикальные, проходные и тупиковые, одно- и многоходовые печи. Оплавление и полимеризация происходят при температуре в 150-220°С на протяжении 15-30 минут, в результате чего образуется плёнка, то есть порошковая краска полимеризуется.

Главное требование, которое предъявляется к камерам полимеризации, заключается в постоянном поддержании заданной температуры для равномерного прогрева окрашиваемого изделия. Необходимый режим для формирования покрытия подбирается с учётом особенностей данного изделия, вида порошковой краски, типа печи и т. п.

По окончании полимеризации окрашиваемая деталь охлаждается на воздухе, а после того, как она остынет, можно считать, что покрытие готово.

При обработке крупногабаритных деталей или больших объёмах производства применяется транспортная система. Благодаря ей окрашенные изделия с лёгкостью перемещаются от одного этапа покраски к другому. Принцип действия в том, что окрашиваемые предметы подаются на особой подвеске либо тележках, передвигающихся по рельсам. Такая транспортная система даёт возможность непрерывно проводить процесс окраски, что, в свою очередь, позволяет значительно увеличить производительность работы.

Преимущества порошковых покрытий

Технология порошковой покраски металла имеет много достоинств:

  • Прекрасные физико-химические и декоративные свойства покрытий, которых невозможно достичь другими способами окраски, в том числе богатая палитра возможных цветовых решений.
  • Хорошие эксплуатационные свойства покрытий
  • Долговечность изделий, окрашенных порошковыми красками
  • Нанесение покрытия в один слой благодаря 100%-му содержанию сухого вещества, что говорит об экономичности использования порошковых красок
  • Малая пористость
  • Улучшенные ударопрочные и антикоррозийные свойства по сравнению с другими красками
  • Отсутствие необходимости контроля вязкости, так как порошковые краски поставляются непосредственному потребителю в готовом к использованию виде
  • Потери при окраске порошковыми красками составляют 1-4%, а, например, при использовании жидких красок – около 40%
  • Затвердевание покрытия в течение 30 минут
  • Отсутствие необходимости в больших помещениях для хранения порошковых красок
  • Минимум повреждений окрашиваемых деталей при транспортировке и снижение затрат на их упаковку
  • Экологическая безопасность покраски порошковыми красками

Ввиду всех вышеперечисленных достоинств данного способа окрашивания металла, большинство промышленников сегодня отдают своё предпочтение именно ему.

После нанесения порошковой краски изделие направляется на стадию формирования покрытия. Она включает оплавление слоя краски, последующее получение пленки покрытия, его отвержения и охлаждения. Оплавление и полимеризация происходят в специальной печи. Существует много разновидностей камер полимеризации, их конструкция может меняться в зависимости от условий и особенностей производства на конкретном предприятии. С виду печь представляет собой сушильный шкаф с электронной «начинкой». При помощи блока управления можно контролировать температурный режим печи, время окрашивания и настраивать таймер для автоматического отключения печи при завершении процесса. Источниками энергии для печей полимеризации могут служить электричество, природный газ и даже мазут.

Печи делятся на проходные и тупиковые, горизонтальные и вертикальные, одно- и многоходовые. Для тупиковых печей важным моментом является скорость подъема температуры. Этому требованию в наибольшей степени соответствуют печи с рециркуляцией воздуха. Камеры нанесения из диэлектриков с электропроводным покрытием обеспечивают равномерное распределение порошковой краски на поверхности детали, однако при неправильном использовании они могут накапливать электрические заряды и представлять опасность.

Оплавление и полимеризация происходит при температуре 150-220 °С в течение 15-30 минут, после чего порошковая краска образует пленку (полимеризуется). Основным требованием, предъявляемым к камерам полимеризации, является поддержание постоянной заданной температуры (в разных частях печи допускается разброс температуры не менее 5°С) для равномерного прогрева изделия.

При нагреве в печи изделия с нанесенным слоем порошковой краски частицы краски расплавляются, переходят в вязкое состояние и сливаются в непрерывную пленку, при этом вытесняя воздух, находившийся в слое порошковой краски. Часть воздуха может все же оставаться в пленке, образовывая поры, ухудшающие качество покрытия. Для избежания появления пор окраску следует проводить при температуре, превышающей температуру плавления краски, а покрытие наносить тонким слоем.

При дальнейшем нагревании изделия краска глубоко проникает в поверхность и затем отвержается. На этом этапе формируется покрытие с заданными характеристиками структуры, внешнего вида, прочности, защитных свойств и т.д.

При окраске больших металлических деталей температура их поверхности поднимается значительно медленнее, чем у тонкостенных изделий, поэтому покрытие не успевает полностью затвердеть, в результате чего снижается его прочность и адгезия. В этом случае деталь предварительно нагревают или увеличивают время его отвержения.

Отвержение рекомендуется производить при более низких температурах и в течение более продолжительного периода времени. При таком режиме снижается вероятность возникновения дефектов, и улучшаются механические свойства покрытия.

На время получения необходимой температуры на поверхности изделия влияют масса изделия и свойства материала, из которого изготовлена деталь.

После отвержения поверхность подвергается охлаждению, которое обеспечивается за счет удлинения конвейерной цепи. Также для этой цели используются специальные камеры охлаждения, которые могут являться частью печи отвержения.

Соответствующий режим для формирования покрытия необходимо подбирать с учетом вида порошковой краски, особенностей окрашиваемого изделия, типа печи т.д. Необходимо помнить, что для нанесения порошкового покрытия решающую роль играет температура, особенно при нанесении покрытия на термостойкие пластмассы или изделия из древесины.

Применение метода порошковой покраски сопряжено с вероятностью возникновения некоторых дефектов, появление которых довольно просто предотвратить.

Механические включения и «сорность»

Данные дефекты могут быть вызваны следующими причинами

Механические включения и «сорность». Нажмите на фото для увеличения.

  • Использование некачественной порошковой краски.
  • Загрязнение краски различными инородными включениями непосредственно в установке.

В первом случае рекомендуется производить проверку чистоты порошковой краски путем просеивания через специальное сито либо детального изучения ее состава под микроскопом. Так же можно нанести слой краски из используемой тары и изучить его на предмет нахождения посторонних примесей. При их обнаружении необходимо произвести замену краски.

В случае загрязнения краски инородными включениями следует проверить качество порошковой краски и в питателе установки, и в системе рекуперации. Наличие посторонних примесей свидетельствует о необходимости проведения прочистки установки и просеивания краски. Проверку на предмет отсутствия примесей рекомендуется производить еще и при подготовке окрашиваемой поверхности в процессе нанесения краски.

На появление «шагрени» при применении метода порошковой покраски оказывает влияние целый ряд потенциально возможных причин:

  • Превышение срока хранения порошковой краски.
  • Превышение максимально допустимой толщины покрытия.
  • Недостаточное время и температура отверждения.
  • Присутствие в краске крупнодисперсных фракций.

Дефект ЛКП - шагрень. Нажмите на фото для увеличения.

Дефекты, возникающие при порошковой покраске в результате описанных выше причин, устранить довольно просто. Проверка даты изготовления краски позволит проконтролировать превышение регламентированного срока хранения, а толщину покрытия можно отрегулировать путем уменьшения либо увеличения подачи порошка, напряжения либо времени нанесения краски.

Изучение соответствующих рекомендаций по соблюдению необходимого режима отверждения и измерение основных параметров (времени и температуры в камере полимеризации) позволит избежать появления «шагрени» на окрашиваемой поверхности. Дисперсность порошковой краски легко проверяется при помощи сита, оснащенного сеткой №01 (остаток на данной сетке превышает нормативные показатели на 0,5% - 1,0%).

Недостаточная толщина либо полное отсутствие покрытия в отдельных местах

Данные дефекты покраски могут возникнуть из-за различных факторов:

Недостаточная толщина либо полное отсутствие покрытия в отдельных местах. Нажмите на фото для увеличения.

  • сложная конфигурация окрашиваемых изделий;
  • повышенное напряжение;
  • близкое расположение окрашиваемых изделий («экранизация»);
  • некачественная подготовка поверхности (недостаточное обезжиривание).
  • Недостаточная «укрывистость» краски.

При окраске изделий, имеющих довольно сложную конфигурацию, необходимо уделить особое внимание на недостаточно прокрашенные участки и проверить толщину покрытия. Дефекты покраски, связанные с недостаточной толщиной покрытия, можно устранить путем понижения напряжения. Регулировка расположения распылителей, предварительный нагрев окрашиваемых изделий и применение трибостатики также способствуют более качественному нанесению порошковой краски на обладающие сложной конфигурацией поверхности.

В случаях когда близко расположенные по отношению друг к другу изделия «экранируют», достаточно просто увеличить на подвеске расстояние между ними. При возникновении «укрывистости» краски рекомендуется произвести замену порошковой композиции в случае, когда толщина покрытия соответствует нормативным показателям. Процессу обезжиривания следует уделять повышенное внимание, так как от качественного обезжиривания зависит срок эксплуатации нанесенного на изделие покрытия. Обезжиривание необходимо производить до тех пор, пока остаются характерные следы масляной пленки на поверхности изделия.

Дефект ЛКП - проколы. Нажмите на фото для увеличения.

К числу наиболее распространенных дефектов, возникающих при использовании порошковой краски, относятся проколы. Ниже представлен перечень предполагаемых причин возникновения проколов и мероприятий, предотвращающих их появление. Повышенная влажность, вызванная неправильными условиями транспортировки, хранения либо плохой упаковкой. Данную проблему предотвращает обыкновенная проверка влажности, осуществляемая сушкой навески 1 грамма краски при температуре 50°C в течение двух часов.

При показателе влажности, превышающем 1%, необходимо произвести замену краски либо произвести ее подсушку в специальном питателе. Подача в питатель влажного воздуха. Избежать данного явления, как и в предыдущем случае, поможет проверка влажности порошковой краски из питателя. В случае когда показатель влажности превышает 1%, следует произвести целый ряд специальных мероприятий: очистка сжатого воздуха, замена абсорбента, установка фильтра на магистрали. Недостаточное время сушки изделия после промывки водой (при подготовке поверхности). Нанесение краски на сухую поверхность, достигаемое за счет обеспечения необходимого качества сушки перед нанесением краски в камере окрашивания, позволяет избежать возникновения проколов.

Образование окислов при длительном взаимодействии с воздушной средой. Появление следов ржавчины на поверхности окрашенного изделия после длительного контакта с воздухом свидетельствует о том, что подготовка поверхности произведена не на должном уровне. Сокращение промежутка времени между подготовительными операциями позволяет избежать возникновения проколов. Газовыделение, свойственное толстостенным и литым изделиям. Для того чтобы получить нормальное покрытие после нанесения контрольной порошковой окраски, необходимо производить предварительный прогрев литых и толстостенных изделий.

На возникновение кратеров при покраске порошковой краской могут оказать влияние следующие факторы:

  • недостаточная очистка воздуха от масляных капель;
  • несоответствие краски техническим условиям;
  • недостаточная очистка установки либо случайное загрязнение.

Предотвратить появление кратеров довольно просто. В первом случае достаточно обеспечить нормальную очистку воздуха, путем своевременной замены абсорбента и установки фильтра на магистрали. При несоответствии порошковой краски техническим условиям необходимо произвести ее замену. Тщательная очистка установки так же позволяет избежать возникновения кратеров.

Появление пузырей в слое поверхности и на поверхности может быть вызвано целым рядом факторов:

  • нанесение толстого слоя краски, устраняемое путем уменьшения толщины напыления порошка;
  • недостаточное обезжиривание поверхности в труднодоступных местах (щели, сварные швы, отверстия). Качественная подготовка поверхности позволяет избежать появления пузырей;
  • некоторые дефекты окрашиваемого изделия (следы старой краски, газовыделение из литья), избавиться от которых позволяет предварительный прогрев и удаление старой краски.

    Изменение цвета

    Изменение цвета порошковой краски может вызвать неравномерное либо повышенное распределение температуры в печи (камере) поляризации или увеличенный промежуток времени, необходимый для полного отверждения покрытия. Данных дефектов можно избежать при помощи проведения контрольных замеров и последующего регулирования температуры в камере поляризации, а также путем проверки и установки (при необходимости) нормального времени поляризации.

    Подтеки могут возникнуть из-за следующих факторов:

    • увеличения значения давления воздуха на подачу краски (увеличенная концентрация «факела»);
    • увеличения времени окрашивания и напряжения;
    • увеличения температуры отверждения;
    • повышенная способности краски к разливу.

    Во избежание негативных последствий в первых двух случаях достаточно произвести регулировку основных параметров покраски: подачи краски, напряжения и времени напыления. Соответствие выбранного температурного режима рекомендованному способствует более качественному отверждению, а избежать появления подтеков позволит метод контрольной окраски в рекомендованном режиме. Если после данной процедуры подтеки не исчезнут, то следует заменить краску.

    Трещины в виде мелкой сетки

    Потенциально возможных причин появления данного дефекта всего две:

    • недоотвержденное покрытие;
    • неучтенная теплоемкость изделия.

    Недоотвержденное покрытие является результатом несоответствия выбранного режима отверждения и рекомендаций. Данный дефект довольно просто предотвратить обыкновенной регулировкой. Теплоемкость изделия необходимо принимать во внимание при проведении контрольного напыления порошковой краски на листовую сталь. При удовлетворительном состоянии поверхности необходимо произвести увеличение времени отверждения поверхности изделия в камере полимеризации (с учетом прогрева изделия).

    Волнистость и неравномерность толщины покрытия. Нажмите на фото для увеличения.

    Дефекты, возникающие при использовании метода порошковой покраски, могут иметь ярко выраженный внешний вид – неравномерность толщины покрытия либо волнистость. Подобные дефекты могут быть вызваны ошибочным взаимным расположением пистолетов распылителей по отношению друг к другу, неправильным выбором сопла и нанесением покрытия малой толщины. На толщину наносимого покрытия оказывает влияние регулировка таких параметров окрашивания, как подача порошковой краски и время напыления.

    Последствием неправильного подбора сопла и расположения пистолетов распылителей может быть волнистость поверхности либо большой разброс толщины покрытия (неравномерность). Данных дефектов можно избежать в результате проверки толщины покрытия, качественной регулировки расположения распылителей, правильного выбора сопла и подбора оптимального расположения изделия на подвеске в камере.

    Смазанный рисунок

    Основная причина появления данного дефекта – большой разброс покрытия по толщине. Чтобы не допустить появления смазанного рисунка необходимо произвести регулировку расположения распылителей и найти оптимальное расположение изделия на подвеске.

    Газовые раковины

    Высокая температура и завышенное время отверждения покрытия могут привести к образованию газовых раковин в порошковой окраске, появление которых поможет избежать проверка выбранных режимов на соответствие рекомендациям, контрольные замеры времени отверждения и температуры в печи, а также проверка качества обезжиривания.

    В основе возникновения такой разновидности дефектов порошковой покраски, как низкая адгезия, лежат следующие факторы:

Большой спрос в машиностроении, строительстве и других отраслях промышленности привёл к тому, что для отделки металлических деталей начала использоваться полимерно-порошковая краска, как наиболее эффективный метод и прочный материал. Нанесения в основном осуществляется ручными или автоматическими распылителями методом трибостатической или электростатической зарядки в камерах проходного или тупикового типа.

Мы не сможем рассказать вам досконально всю технологию производства. Но вы здесь получите основы понимания того, как это делается. Кроме того, сможете посмотреть тематическое видео в этой статье в качестве дополнительного материала.

Особенности нанесения в условиях серийного и мелкосерийного производства

Технология нанесения

  1. Производственный процесс по экологически чист и безвреден для окружающих. При этом получаются превосходные декоративные и защитно-декоративные покрытия. Состав распределяют по поверхности детали, которую затем помещают в печь полимеризации порошковой краски. Там происходит процесс термообработки при определённой температуре.

  1. Принцип нанесения покрытия в общих чертах заключается в следующем: обрабатываемую деталь заземляют и к ней притягиваются заряжённые частицы краски.

А вообще весь процесс делится на три этапа, это:

  • Подготовка детали (обработка поверхности);
  • Набрызгивание порошка из распылителя;
  • Оплавление нанесённого порошка или полимеризация.
  1. Качество отделки деталей, в первую очередь, будет зависеть от тщательного соблюдения технологии на каждом из этапов. К тому же, инструкция требует, чтобы полностью отсутствовали заусенцы, выступающие сварные швы, брызги и прожоги, а также масляные и другие пятна.

Подготовка

Примечание. Для удаления старых покрытий, окалины и ржавчины с поверхности в большей степени используются химические и механические способы.

Среди механических способов присутствует струйная и абразивная обработка с помощью пескоструйных, дробеструйных и дробемётных аппаратов. А в качестве обезжиривателей используются водные щелочные и кислые моющие растворы, а также органические растворители.

Учитывая то, органические растворители типа Уайт-спирита, 646 являются вредными для здоровья, инструкция производства ограничивает протирку при обезжиривании ручным способом хлопчатобумажной ветошью и это применяется лишь для небольших партий.

Большие партии обезжириваются не своими руками, а моющими составами при температуре 40⁰C-60⁰C. Сам процесс происходит при помощи окунания детали в жидкость на 5-15 минут или распылением по 1-5 минут с последующей промывкой и сушкой.

Нанесение порошка

Процесс нанесения, как это видно на верхнем фото, осуществляется в камерах порошкового напыления, где действуют системы воздухоотсоса и аспирации для предотвращения попадания частиц в помещение цеха ().

В тупиковых камерах подвешивают изделие и через специальное окно или сбоку КН-2, КН-5 производят окраску, а проходной камере деталь транспортируется мимо маляра, через рабочую область напыления КН-3, КН-6. Для длинномерных деталей существуют двухпостовые проходные камеры КН-3-2, КН-6-2 (две однопостовые камеры разворачивают друг напротив друга на 180⁰).

Поскольку краситель для полимеров, это сам порошок и никаких смешиваний делать не приходится, для мелкосерийного производства был разработан установка ручного напыления (УРН-2). У неё есть преимущество — подача порошка там осуществляется из оригинальной коробки, в которую его упаковали на заводе, то есть его не нужно пересыпать в какую-либо ёмкость.

Патрубок для всасывания оборудован устройством псевдосжижения, что в комплекте с инжектором и вибростолом позволяет переработать порошки с повышенной увлажнённостью.

УРН-2 может быть укомплектована электростатическим и/или трибостатическим пистолетом-распылителем. В нем совмещённый агрегат был разработан для разных видов красок и поверхностей разной сложности. Совмещение позволяет практически мгновенно переходить с режима электростатики на режим трибо. Это увеличивает эффективность производства и при этом, естественно, падает цена выпускаемой продукции.

Примечание. Электростатический способ подразумевает принудительную зарядку частиц при помощи коронирующего электрода, находящегося под высоким напряжением. Трибостатический способ подразумевает зарядку частиц при их прохождении через трибоэлектризующий узел трибоствола (трибоэффект).

Оплавление

После того как на изделие нанесли порошок (это вовсе не полимерная краска для пола) его направляют в печь типа ПП-16 для формирования покрытия с помощью оплавления слоя.

Печи тоже бывают тупиковыми или проходными и состоят теплоизолирующих панелей, одного (тупиковая) или двух (проходная) дверных блоков, а также от одного до восьми нагревательных блоков с системой рециркуляции воздуха. Теплоизолирующая панель сделана из базальтовых плит толщиной 100 мм, которые зажаты между оцинкованными профилированными панелями.

В большинстве случаев температура полимеризации порошковой краски составляет 150⁰C-180⁰C с точностью до +-5⁰C и временем содержания от 10 до 20 минут, хотя это зависит от инструкций производителя порошка. Таким требованиям в наибольшей степени соответствуют печи с рециркуляцией воздуха.

Заключение

Следует отметить, что электропроводная краска Zinga, а также огнезащитные краски по металлу Полистил к полимеризации в печи отношения не имеют. Процесс оплавления проходят исключительно порошковые красители (

Порошковая покраска металла была изобретена еще в 60-х годах прошлого века и очень быстро получила широкое распространение. Связано это с множеством достоинств данной технологии, таких как экономичность, экологичность, привлекательный внешний вид покрытия.

Общие сведения

Итак, смысл данной технологии заключается в том, что на окрашиваемую поверхность напыляют полимерный порошковый краситель. Именно поэтому данный метод и получил такое название. После нанесения красителя, поверхность подвергается термической обработке, в результате чего порошок оплавляется и образует сплошную равномерную пленку.

Полученное данным способом покрытие обладает следующими свойствами:

  • Защитой от коррозии;
  • Хорошей адгезией к основанию;
  • Устойчивостью к перепадам температур;
  • Устойчивостью к механическим повреждениям, в том числе и ударопрочностью;
  • Влагостойкостью;
  • Устойчивостью к химическим воздействиям;
  • Отличными декоративными свойствами;
  • Долговечностью.

Совет!
Благодаря хорошей адгезии, данный способ является самым оптимальным вариантом покраски нержавеющей стали.

Отдельно следует сказать о декоративных свойствах такого покрытия, которое отличается разнообразностью цветов и фактур, что достигается путем использования различных добавок.

В частности порошковая окраска металла позволяет получить следующие типы поверхности:

  • Матовую;
  • Глянцевую;
  • Плоскую или объемную;
  • Имитирующую золото;
  • Имитирующую фактуру древесины;
  • Под мрамор;
  • Под серебро и пр.

Достоинства технологии порошковой покраски

Помимо возможности получения покрытия с высокими эксплуатационными качествами, данная технология обладает и рядом других преимуществ, таких как:

  • Возможность нанесения красящего состава одним слоем , что недопустимо при покраске жидкими лакокрасочными материалами.
  • Отсутствие необходимости использовать растворитель и контролировать вязкость материала.
  • Высокая экономичность красителя , так как порошок, который не осел на окрашиваемую поверхность, можно использовать повторно. Для этого напыление выполняют в специальной камере, которая позволяет собрать весь неизрасходованный порошок. В итоге, стоимость порошковой покраски металла ниже, чем нанесение ЛКП другими способами.
  • Процесс покраски занимает немного времени , причем, после нанесения краски, не надо ждать, пока она высохнет.
  • Экологическая безопасность , так как краситель не содержит токсичных органических соединений. В результате отсутствует необходимость использования мощных вентиляционных систем.
  • Технология нанесения красителя высоко автоматизированная , что упрощает процесс обучения работы с оборудованием.

Недостатки

Как и любая другая технология, окраска металла порошковой краской имеет некоторые недостатки:

  • Невозможно устранить локальные дефекты покрытия – в случае их возникновения, необходимо полностью перекрашивать поверхность.
  • Невозможность выполнения покраски своими руками, так как для этого требуется специальное оборудование и цеховые условия.
  • Габариты окрашиваемых поверхностей ограничены.
  • – разрешается использовать только порошковые краски по металлу от производителей.
  • Невозможно окрашивать детали, которые в дальнейшем будут подвергаться сварке, так как обгоревшие участки покрытия невозможно реставрировать.

Технология порошковой покраски

Подготовка основания

Предварительная обработка является наиболее продолжительным и трудоемким этапом покраски. Однако, ей необходимо уделять особое внимание, так как от подготовки зависит эластичность, стойкость и качество покрытия.

Подготовка детали к покраске заключается в удалении каких-либо загрязнений, обезжиривании поверхности, а также фосфатировании для улучшения адгезии и защиты металла от коррозии. Очистка обрабатываемой поверхности выполняется механическим или химическим способом.

Для удаления окислов, ржавчины и окалины, эффективным методом очистки является дробеструйная очистка. Реализуется они при помощи песка, стальных или чугунных гранул.

Под воздействием сжатого воздуха или центробежной силы эти частицы с большой скоростью подаются на обрабатываемую поверхность и оббивают ее.В результате окалина, ржавчина и другие виды загрязнения откалываются от металла, что значительно улучшает адгезию.

Химический способ очистки называется травлением.

В этом случае удаление ржавчины, окислов и других загрязнений, выполняется при помощи составов на основе следующих видов кислот:

  • Соляной;
  • Азотной;
  • Серной;
  • Фосфорной.

Преимущество травления перед абразивной очисткой заключается в большей производительности и простоте применения. Однако, после данной процедуры необходимо хорошо промывать поверхность. Соответственно, возникают затраты на использование дополнительных чистящих средств.

На фото — покраска небольшой детали

Нанесение краски

После завершения предварительной обработки металла, деталь помещается в специальную камеру, где выполняется напыление красящего порошка. Как уже было сказано выше, камера нужна для улавливания неиспользованного материала. Кроме того, она не допускает попадания частиц краски в помещение.

Подобные камеры оборудованы средствами очистки, такими как бункеры и вибросито, а также системами отсоса.

Надо сказать, что камеры бывают двух типов:

  • Проходные – для покраски крупногабаритных изделий;
  • Тупиковые – для покраски небольших предметов.

Кроме того, существуют автоматические модели, в которых покрытие наносится автоматическими пистолетами-манипуляторами. Конечно, цена такого оборудования наиболее высокая, однако, производительность его тоже значительно выше – порошковое покрытие в этом случае наносится буквально за считанные секунды.

Как правило, нанесение краски выполняется электростатическим способом, т.е. распыляется электростатически заряженный порошок, который обволакивает заземленную деталь и прилипает к ней. Само распыление происходит при помощи пневматического распылителя, который или просто пистолетом.

После напыления порошка, изделие перемещают в камеру-печь, где оно подвергается термической обработке. Под воздействием высокой температуры порошок переходит в вязко-текучее состояние, после чего оплавленные частицы образуют монолитный слой.

Обратите внимание!
Для получения качественного результата покрытия должна строго соблюдаться инструкция по эксплуатации оборудования.
Поэтому заниматься данной работой должен специалист.

Вывод

Порошковая покраска металлических поверхностей во многом более совершенная, чем покраска жидкими красками. Однако,в ряде случаев ее применение ограничено. К тому же, выполняться она может только с использование профессионального дорогостоящего оборудования, поэтому неприменима в домашних условиях.

Дополнительную информацию по данной теме можно получить из видео в этой статье.

error: