Законы оплаты за неготивное воздействие и экологические платежи. Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Охрана окружающей среды – это один из важных государственных приоритетов. Ведь отрицательное воздействие деятельности человека на природу огромно, и этому необходимо противостоять. Для этого и используется инструментарий государства в виде законов и подзаконных актов, действие которых направлено не только на введение наказаний в виде штрафных санкций за загрязнение окружающей среды, но и стимулирующих внедрение на производстве безотходных технологий, переход к альтернативной энергетике, использование электротранспорта, глубокую переработку отходов и качественную очистку сточных вод.

Порядок взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду

В России действует Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в редакции № 358-ФЗ от 03.07.2016. На его основе принято постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913, которым установлена плата за негативное воздействие на окружающую среду на 2016 год. Предусмотрено введение новых ставок и дополнительных коэффициентов, начиная с 1 января 2016 года. Это касается выбросов загрязнений в атмосферу стационарными источниками, сбросов вредных веществ в водоемы и размещения производственных и потребительских отходов в зависимости от их класса опасности.

Плата взимается за одну тонну вредных веществ. В соответствии с пунктом 6 статьи 16.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ для предприятий и ИП в 2016 году действуют понижающие коэффициенты, стимулирующие бизнес к внедрению новейших технологий, обеспечивающих необходимую защиту окружающей среды. Министерством природных ресурсов и экологии России приведены экспертные оценки, показывающие, что за счет льгот, которые предоставляются предприятиям организациям в 2016 году, их расходы, связанные с оплатой вредных выбросов и размещением отходов, будут сокращены не менее чем в полтора-два раза по сравнению с 2015 годом.

В то же время постановлением предусмотрено, что для отдельных территориальных образований и объектов, охраняющихся особо в соответствии с федеральным законодательством, плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается с учетом дополнительного коэффициента 2.

Сумма платы за 2016 год должна определяться по итогам этого периода, и может корректироваться и вноситься в бюджет не позже 1 марта 2017 года. При этом предприятия-плательщики вносят ежеквартальные авансовые платежи (за исключением четвертого квартала). Средства должны быть перечислены не позже 20 числа следующего за текущим кварталом месяца. Этот порядок не распространяется на субъекты предпринимательства, отнесенные в соответствии с действующим законодательством к малому и среднему бизнесу. В этом случае полная оплата производится в срок до 1 марта 2017 года и авансовые платежи не вносятся. Те компании, которые относятся к МСП внесены в реестр МСП . Кроме этого, любые предприятия, созданные на протяжении 2016 года, также освобождены от авансовых поквартальных платежей.

Отчетность по платежам за негативное влияние на окружающую среду

Соответствующая отчетная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду должна быть сдана до 10 марта 2017 года (п. 4 ст. 16.4 Федерального закона № 7-ФЗ). Этим же пунктом закона за несвоевременное внесение необходимых платежей предусмотрена как ответственность предприятия в виде уплаты пени в размере 1/300, но не более 0,2% учетной ставки Банка России за каждый день просрочки, так и административная ответственность в виде штрафов, накладываемых на должностных и юридических лиц в сумме 3-6 и 50-100 тысяч рублей соответственно (ст. 8.41 Кодекса об административных правонарушениях РФ).

Коды бюджетной классификации при заполнении платежных документов в 2016 году остаются неизменными. В то же время изменились нормативы зачислений в бюджеты платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду

В 2016 году предусмотрено зачисление 5% от всех начисляемых сумм в федеральный бюджет, 40% субъектам РФ, 55% муниципальным районам и городским округам, или для городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) - 5% в федеральный бюджет и 95% этим субъектам. По сравнению с прошлыми периодами значительно возросла доля денежных средств, распределяемых в пользу территорий.

Новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду определены за отчетный период 2016 года, а также за 2017 и 2018 годы. Действующие до этого нормативные правовые акты - постановление правительства от 12.06.2003 № 344 и постановление правительства от 19.11.2014 № 1219, в которых определялись нормативы за вредные выбросы в атмосферу, сбросы загрязнений в водоемы, размещение производственных и потребительских отходов, а также коэффициенты к ним, утратили силу и не используются.

Полный список новых ставок платы «за грязь»

Кто платит экологические платежи - плату за негативное воздействие на окружающую среду

Субъекты платы за негативное воздействие на окружающую среду:

  1. Предприятия
  2. Учреждения
  3. Организации
  4. Иностранные юридические лица
  5. Иностранные физические лица
  6. Иные плательщики

Объект платежа (виды вредного воздействия на окружающую среду):

  1. Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ
  2. Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади
  3. Загрязнение недр, почв
  4. Размещение отходов производства и потребления
  5. Загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными ионизирующими и другими видами физических воздействий
  6. Иные виды негативного воздействия на окружающую среду

Сроки сдачи отчетности и уплаты экологических платежей - негативного воздействия на окружающую среду

Представление расчета и уплата платы по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
утверждена Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204

Перечень руководящих документов для проведения расчетов платы за негативное воздействие на окружающую природную среду


2. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";
3. Ставки платы по видам негативного воздействия на окружающую среду установлены постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 № 913 ;
4. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Минприроды России от 26.01.1993;
5. Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду";
6. Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду";
7. Приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 № 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";
8. Письмо Ростехнадзора от 02.08.2007 № 04-09/1037 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду";
9. Письмо Ростехнадзора от 27.04.2007 № 04-09/452 "О применении коэффициента к нормативу платы";
10. Письмо Ростехнадзора от 04.06.2007 № 04-09/673 "О порядке заполнения расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду";
11. Письмо Ростехнадзора от 03.12.2008 № 14-07/6423;
12. Письмо Ростехнадзора от 28.09.2007 № 04-09/1391;
13. Письмо Ростехнадзора от 04.09.2007 № 04-09/1239 "О Расчете платы за размещение";
14. Приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение";
15. Письмо Минприроды России от 24.11.2009 № 05-12-29/16615 "По вопросу внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду";
16. Письмо Минприроды России от 19.01.2010 № 05-12-29/360 "Об установлении лимитов на размещение отходов субъектам малого и среднего предпринимательства";
17. Определение Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-О "По запросу Правительства РФ о проверке конституционности Постановления Правительства РФ "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и статьи 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ";
18. Определение Верховного Суда РФ от 17.08.2010 № КАС10-370.

Выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
Основные документы по теме

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
2. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
3. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";
4. Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления";
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2007 № 92 "Об утверждении ГН 2.1.6.2309-07";
6. Письмо Роспотребнадзора от 17.06.2009 № 01/8465-9-31 "О разъяснениях к Постановлению № 25 от 27.04.2009";
7. Письмо Росприроднадзора от 21.10.2011 № ВК-08-02-36/13737 "О порядке установления (утверждения) нормативов и выдачи разрешений на выбросы";
8. Письмо Росприроднадзора от 15.11.2012 № ВК-03-01-36/15437 "О направлении Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха";
9. Приказ Минприроды России от 31.12.2010 № 579 "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию";
10. "Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий (ОНД-86)", утв. Госкомгидрометом СССР 04.08.1986 № 192;
11. "Методические указания. Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях. РД 52.04.52-85", утв. Госкомгидрометом СССР 01.12.1986;
12. "Инструкция по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты", утв. Госкомприроды СССР 11.09.1989;
13. "Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу", утв. Госкомприроды СССР;
14. "Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятия", утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987;
15. Письмо Ростехнадзора от 31.08.2006 № 04-10/609;
16. Письмо Ростехнадзора от 15.05.2008 № 04-09/712 "О плате за выбросы от передвижных источников";
17. Письмо Ростехнадзора от 16.04.2007 № 04-09/386 "О применении коэффициента 1,2 к нормативам платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух";
18. "Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333);
19. Приказ Минрегиона России от 30.06.2012 № 278 "Об утверждении свода правил "СНиП 32-04-97 "Тоннели железнодорожные и автодорожные".

Выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ
от стационарных и передвижных источников

1. Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него";
2. Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 № 847 "О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух";
3. "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утв. Минприроды России от 26.01.1993;
4. "Методика проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятиях железнодорожного транспорта (расчетным методом)", утв. Минтрансом России 15.09.1992.

Размещение отходов производства и потребления. Основные документы по теме

1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
2. ПРИКАЗ от 4 декабря 2014 г. N 536 . "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ ОТНЕСЕНИЯ ОТХОДОВ К I - V КЛАССАМ ОПАСНОСТИ ПО СТЕПЕНИ НЕГАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ"
3. ФККО. Федеральный Классификационный Каталог Отходов . Действует с 1 августа 2014 года (с изменениями 2015-2016 годов).
4. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
5. Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия";
6. Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления";
7. "Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды", утв. Минприроды России от 26.01.1993;
8. Приказ Минприроды России от 02.12.2002 № 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов";
9. Письмо Ростехнадзора от 26.12.2008 № НФ-48/1400 "О применении нормативов платы за негативное воздействие на окружающую среду";
10. Письмо Ростехнадзора от 28.10.2008 № 14-07/6011 "О плате за размещение отходов производства и потребления".

Коэффициенты индексации платы за негативное воздействие на окружающую среду

Год, на который установлены коэффициенты
Коэффициенты индексации к нормативам платы, установленные Правительством РФ в:
Основание
2003 году 2005 году
2014 год 2,33 1,89 Федеральный закон от 02.12.2012 № 349-ФЗ
2013 год 2,20 1,79 Федеральный закон от 03.12.2012 № 216-ФЗ
2012 год 2,05 1,67 Федеральный закон от 30.11.2011 № 371-ФЗ
2011 год 1,93 1,58 Федеральный закон от 13.12.2010 № 357-ФЗ
2010 год 1,79 1,46 Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-ФЗ
2009 год 1,62 1,32 Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ
2008 год 1,48 1,21 Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ
2007 год 1,4 1,15 Федеральный закон от 19.12.2006 № 238-ФЗ
2006 год 1,3 1,08 Федеральный закон от 26.12.2005 № 189-ФЗ
2005 год 1,2 Федеральный закон от 23.12.2004 № 173-ФЗ
2004 год 1,1

С 01.01.2003 по 15.05.2003 расчет платы осуществлялся по базовым нормативам платы, утвержденным Минприроды России от 27.11.1992 (в субъектах РФ, в которых в установленном порядке принимались региональные нормативные правовые акты в сфере администрирования платы за негативное воздействие на окружающую среду, - с учетом указанных актов).
С 16.05.2003 по 28.06.2003 нормативы платы не были установлены.
С 29.06.2003 по 31.12.2003 расчет платы осуществлялся по нормативам, установленным Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

Нормативы зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду
в бюджеты бюджетной системы РФ

Год Норматив зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду Основание
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
20% в федеральный бюджет
40% в бюджеты субъектов РФ
40% в бюджеты муниципальных районов и городских округов
или
20% в федеральный бюджет
80% в бюджеты субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
Федеральный закон от 20.08.2004 № 120-ФЗ
2004 20% в федеральный бюджет
80% в бюджеты субъектов РФ
Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ
2003 19% в федеральный бюджет
81% в консолидированные бюджеты субъектов РФ
Федеральный закон от 24.12.2002 № 176-ФЗ

Примечание : Необходимые коды бюджетной классификации для уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ".

Статья поможет узнать кто должен платить сбор за НВОС отходы, загрязнение среды и отчитываться в РосПриродНадзор (экология)? Плату за загрязнение окружающей среды обязаны перечислять все организации и ИП

Приведен материал на тему: Кто должен платить денежки и отчитываться в РосПриродНадзор за загрязнение окружающей среды?

Постановление

Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. N 1219

Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2014 г. N 1219

Федеральный закон от 2 декабря 2013 г.N 349-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря.2012 г. N 216-ФЗ

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г.N 371-ФЗ

Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. N 357-ФЗ

Федеральный закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ

Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. N 204-ФЗ

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ

Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ

Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ

Федеральный закон

Нормативы зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты бюджетной системы РФ

О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) см. постановление Правительства РФ от 29 июня 2018 г. N 758

О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах см. постановление Правительства РФ от 13 сентября 2016 г. N 913

О нормативах зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации с 1 января 2005 г. см. Бюджетный кодекс Российской Федерации

О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления см. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 (в редакции постановления Правительства РФ от 1 июля 2005 г. N 410)

Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия см. Постановление Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632

Форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее заполнения и представления, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 5 апреля 2007 г. N 204

Согласно изменениям , внесенным в Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ (вступившим в силу с 1 января 2016 г.), лица, обязанные вносить плату, представляют декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду

Утверждающий
нормативный документ

Норматив зачисления платы за негативное воздействие на окружающую среду

Период времени

20% в федеральный бюджет

40% в бюджеты субъектов РФ

40% в бюджеты муниципальных районов и городских округов

20% в федеральный бюджет

80% в бюджеты субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

20% в федеральный бюджет

80% в бюджеты субъектов РФ

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г.N 176-ФЗ

19% в федеральный бюджет

81% в консолидированные бюджеты субъектов РФ

Для многих предприятий одно из обязательных условий ведения деятельности – внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду. Новые ставки в 2016 году приняты постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 № 913. Оно вступило в силу в конце сентября. Кроме того, им утверждены дополнительные коэффициенты. Расскажем обо всех нововведениях.

Параметры

Закон об охране окружающей среды № 7-ФЗ обязывает Правительство РФ устанавливать два параметра:

  1. размеры платы за негативное влияние на природную среду;
  2. дополнительные коэффициенты.

С 1 января оба этих показателя обновлены в большую сторону. Причем показатели ставок расписаны вперед на 2016, 2017 и 2018 годы. А на 2017-й и 2018-й плата будет одинаковой и не изменится. Прежние нормативы платы с 23 сентября утратили силу.

По закону платить за вредное влияние на окружающую среду должны все организации и бизнесмены (ИП), которые ведут в России любую (!) деятельность, которая негативно влияет на окружающее пространство.

Исключение составляют так называемые объекты четвертой категории, на которых работают фирмы и коммерсанты. Считается, что их воздействие на среду минимально, поэтому плату вносить в бюджет не нужно. Правила отнесения к 4-й категории можно найти в постановлении Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

От чего зависят

В первую очередь, новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2016 год зависят от вида вредного влияния производства на природу. Оно может быть трех типов:

Сверхплата

Однако закон не гребет все производства под одну гребенку. Помимо новых ставок в 2016 году платы за негативное воздействие на окружающую среду , установлен повышающий коэффициент 2. Ставку умножают на него, если производство размещено на территории или объекте, которых находятся под особой охраной закона (заповедники, заказники и др.).

Есть и более щадящие коэффициенты. Их значения – от ноля до 0,67 в зависимости от вредности отходов. Они введены специально для организаций и ИП, чтобы те наносили меньше вреда окружающей природе за счет использования более современных технологий.

Порядок перечисления

Согласно последним изменениям, платить за негативное воздействие с 1 января 2016 года нужно не позже 1 марта следующего года после отчетного периода. А если опоздаете, Росприроднадзор имеет полное право наложить штраф.

Кроме того, с 1 января 2016 года плательщики (кроме малого и среднего бизнеса) должны вносить поквартальные авансовые платежи (кроме IV-го кв.). Срок – не позже 20-го числа месяца за последним месяцем каждого квартала. Размер авансов по новым ставкам платы за негативное воздействие на окружающую среду на 2016 год – четверть части суммы платы за прошлый год.

Взаимосвязь человека и природы существовала всегда, однако на разных этапах цивилизации она претерпевала множественные видоизменения. К сожалению, чем дальше двигалось человечество по пути научно-технического прогресса, тем беспощадней эксплуатировались природные ресурсы. Вырубались леса, осушались и загрязнялись водоёмы, вредные выбросы в атмосферу достигли катастрофических размеров . В результате исчезли или находятся на грани выживания отдельные виды растений, животных, рыб и насекомых.

Дошло до того, что международное сообщество всерьёз озаботилось проблемой изменения климата на планете , а индустриально развитые страны стали предпринимать попытки договориться об ограничении выбросов в атмосферу парниковых газов. То есть люди начали принимать срочные меры по спасению Земли от экологической катастрофы . Одной из таких мер стало взимание экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) .

Смысл НВОС

Суть любых экологических платежей, в том числе за НВОС, заключается в том, что государство обязывает природопользователей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) отчислять денежные средства на предотвращение или компенсацию ущерба, причиняемого ими окружающей среде в процессе производственной или хозяйственной деятельности.

Полученные средства направляются на строительство очистных сооружений, рекультивацию земель, создание рекреационных зон и иные мероприятия экологической направленности .

Обязанность и порядок уплаты экологических платежей прописаны в законе «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 10.01.02). Согласно положениям данного закона пользователи природных ресурсов, эксплуатирующие объекты, производящие вредные выбросы, сбросы или отходы производства, должны производить следующие платежи за :

  • выброс в атмосферу вредных субстанций стационарными или передвижными источниками загрязнения;
  • сброс вредных субстанций и микроорганизмов в наземные и подземные водоёмы (реки, озёра, водоносные горизонты);
  • размещение (захоронение) отходов на специально отведённых площадях (в основном на полигонах ТБО).

Здесь нельзя не упомянуть о правовой коллизии. По мнению Минприроды РФ, основанном на поправках к закону «Об охране атмосферного воздуха» (№96-ФЗ от 04.04.1999), платить за выброс «грязи» в атмосферу передвижными источниками (в т. ч. автомобилями) не нужно.

Внесение экологического платежа не освобождает плательщика от выполнения природоохранных мероприятий и возмещения причинённого ущерба окружающей среде или гражданам (например, в случае аварии), поэтому с правовой точки зрения этот платёж по сути ближе к фискальному сбору, чем к налогу.

Порядок исчисления и взимания платы

В Постановлении Правительства РФ №344 от 12.06.2003 присутствуют два норматива , на базе которых начисляется размер экологического платежа. Один норматив касается допустимых пределов, другой – временно согласованных лимитов вредных выбросов/сбросов.

Нормативы устанавливаются по каждому компоненту загрязняющего вещества (ЗВ) с учётом его опасности для окружающей среды и человека.

На 2018 год данный документ утратил силу.

Если природопользователь уложился в предельно допустимый норматив (ПДН) , размер платежа определяется путём умножения дифференцированных ставок на объём загрязнений (по каждому компоненту выброса или сброса) и последующего суммирования результатов по всем видам загрязнений.

Если природопользователь превысил ПДН, но уложился в согласованный лимит , к результату предыдущего расчёта добавляется разница между этим лимитом и ПДН, умноженная на соответствующую ставку.

Если природопользователь превысил и ПДН, и отведённый лимит , к результату предыдущих двух расчётов добавляется разница между фактическим объёмом выбросов (сбросов или отходов) и отведённым лимитом, умноженная на соответствующую ставку и повышающий пятикратный коэффициент. То есть, здесь заложена скрытая штрафная санкция, призванная стимулировать строгое соблюдение природоохранного законодательства.

В случае, если по вине природопользователя произошла авария с нанесением вреда окружающей среде, сумма платёжа определяется так же как для сверхлимитного загрязнения.

При отсутствии у природопользователя требуемых разрешений на выброс/сброс ЗВ либо на размещение отходов на полигонах ТБО, платёж за НВОС возрастает в 5 раз. Налицо рычаг воздействия на нарушителей закона: пренебрегаешь своими обязанностями – плати.

Для расчета экологического платёжа потребуется следующая информация :

  • нормативы ПДВ и ВСВ;
  • лимиты размещения отходов;
  • объём израсходованного топлива (для мобильных источников загрязнения);
  • размер платы за НВОС;
  • фактический объём (масса) выбросов/сбросов ЗВ и размещаемых (либо утилизируемых) отходов с разбивкой по компонентам;
  • соответствующие коэффициенты.

Размер платежа за НВОС рассчитывается плательщиком самостоятельно на базе сведений производственного экологического контроля и уплачивается ежегодно до 1 марта года, следующего за отчётным периодом. Экологические платежи зачисляются в федеральный бюджет.

Кроме того, до 10 марта (т.е. в течение не менее 10 дней после оплаты) плательщик обязан представить в орган местной исполнительной власти декларацию о внесении платежа за НВОС по форме, устанавливаемой этим органом власти.

Нетрудно догадаться, что расчёт экологических платежей – дело кропотливое и трудоёмкое . Поэтому существует немало фирм, оказывающих консалтинговые услуги в данной области. В то же время для грамотного специалиста не составит большого труда овладеть специализированной программой (в частности, разработанной компанией КомЭко), позволяющей автоматизировать расчёт платежей за НВОС и подготовку отчётной документации.

Форма расчёта

Стандартная форма расчёта платежей за НВОС и процедура её заполнения, а также порядок сдачи отчётности определены в Приказе Ростехнадзора РФ №204 от 05.04.2007 . Данное ведомство фигурирует здесь не случайно: раньше именно оно занималось сбором экологических платежей.

Недоразумение было исправлено в августе 2010 года путём передачи полномочий по администрированию платы за НВОЗ Росприроднадзору. Однако последний так и не успел создать собственную нормативно-правовую базу в полном объёме, поэтому нередко приходится пользоваться документами технического надзорного ведомства.

В частности, форма для расчёта платежа по выбросам в атмосферу представляется в формате таблицы и имеет следующий вид :

Именно сбор нормативных показателей является главной проблемой , поскольку нормативная база разбросана по различным инстанциям и систематически корректируется, что требует от исполнителя внимательности, аккуратности и терпения.

Исследование конкретных ситуаций и примеры

Пример 1 : предприятие производит сжиженный газ, является стационарным объектом, выбрасывающим в атмосферу загрязняющие вещества, в данном случае бутан. Расположено в Тверской области. Для завода установлены следующие лимиты :

  • ПДВ — 2 т;
  • ВСВ — 3 т.

В идеале лучше всего уложиться в предельно допустимый норматив, однако для подстраховки руководство предприятия решило оформить дополнительный лимит, чтобы в случае превышения ПДВ ограничиться не слишком большой суммой переплаты. В приведённом примере фактический выброс подобран таким образом, чтобы проиллюстрировать оправданность такого решения.

  • фактический выброс – 2,5 т;
  • норматив по ПДВ – 5 руб./т;
  • норматив по ВСВ – 25 руб./т;
  • коэффициент экологической значимости – 1,9;
  • дополнительные коэффициенты – 1 и 1,2;
  • индексация на инфляцию – 2,56.

Поскольку предприятие превысило ПДВ, но одновременно уложилось в ВСВ, расчёт проводим в два этапа . Платёж в пределах ПДВ составит:

2 * 5 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 58,37 руб.

Если бы не было превышения ПДВ, эта сумма была бы окончательной. Но превышение было допущено и составило 0,5 т. (3 – 2,5). Поэтому получается добавка, которая составила:

0,5 * 25 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 72,96 руб.

В итоге получим:

58,37 + 72,96 = 131,33 руб.

То есть за полтонны «сверхлимита» пришлось заплатить гораздо больше, чем за две тонны нормированного количества. А в случае превышения ВСВ «довесок» был бы ещё существенней. Отсюда вывод: берегите окружающую среду, это не только разумно, но и экономически выгодно.

Пример 2 : это же предприятие в процессе производства накапливает определённое количество различных отходов, от которых необходимо каким-то образом избавиться. Вариантов утилизации может быть множество: начиная от использования собственных возможностей и заканчивая отправкой мусора на полигоны ТБО.

  1. Тип отходов – мусор бытовой, несортированный, некрупногабаритный.
  2. Класс опасности – 4.
  3. Фактическая масса отходов (в пределах установленного лимита) нарастающим итогом – 2 т.
  4. Норматив за размещение отходов в пределах установленного лимита – 248 руб./т.
  5. Коэффициент экологической значимости – 1,9.
  6. Дополнительный коэффициент – 1,0.
  7. Коэффициент, учитывающий местоположение объекта размещения отходов – не применяется.
  8. Поправка на инфляцию – 2,56.

Поскольку предприятие уложилось в установленный лимит, то получим:

2 * 248 * 1,9 * 1,0 * 2,56 = 2412,54 руб.

Нормативы оплаты за загрязнение окружающей среды

При расчёте платы за НВОЗ применяются ставки и дополнительные коэффициенты, утверждённые Правительством РФ.

Для стимулирования природопользователей к реализации мероприятий по снижению НВОС и внедрению передовых технологий по охране окружающей среды разработаны коэффициенты, применяемые к соответствующим ставкам. Эти коэффициенты приведены в нижеследующей таблице.

Условие Коэффициент
Захоронение собственных отходов в рамках установленных лимитов на полигонах, принадлежащих юридическому лицу или ИП на правах собственности и оборудованных соответствующим образом 0,3
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса 0,33
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов III класса 0,49
Захоронение отходов IV и V-го классов, сформировавшихся вследствие утилизации отходов промышленных предприятий 0,5
Захоронение отходов III класса опасности, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса 0,67

Ответственность за нарушение

За нарушение экологического законодательства полагается административная ответственность в соответствии с КоАП РФ. Санкции за наиболее существенные нарушения изложены в статьях 8.5 , 8.21 и 8.41 .

К таким существенным нарушениям относятся :

  1. Умышленное сокрытие, искажение или несвоевременное представление достоверных данных об окружающей среде и источниках загрязнения;
  2. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу без специального на то разрешения;
  3. Невнесение (или несвоевременное внесение) платы за НВОС.

Все эти нарушения влекут за собой штрафные санкции, которые налагаются как на отдельных граждан, так и должностных и юридических лиц. Размер штрафов зависит от того, насколько серьёзным считается то или иное нарушение.

Самому большому штрафу – 250 000 рублей – может быть подвергнуто юридическое лицо за несанкционированный выброс ЗВ в атмосферу. Для должностного лица это же нарушение составит максимум 50 000 рублей .

Самым «невинным» нарушением считается сокрытие или искажение данных о состоянии окружающей среды и источниках загрязнения. Юридическому лицу это может обойтись до 80 000 рублей , должностному лицу – до 6 000 рублей . Пострадать может и простой гражданин: предел его ответственности установлен до 1 000 рублей .

Установление факта неуплаты (либо несвоевременной или неполной уплаты) экологического налога возложено на территориальный орган Росприроднадзора. Помимо штрафа возможно взимание пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

error: