Рассказ о комнатных растениях для детского сада. Какие цветы полезны для детской комнаты и детского сада? Самые полезные цветы для детской комнаты

Детская комната, как никакая другая в доме, требует того, чтобы в ней были растения. Растения очищают воздух от различных вредных добавок и бактерий, в светлый период дня обогащают воздух детской кислородом. Однако, для детской подойдут не все растения. К их подбору надо подойти с особой тщательностью.

Растения, полезные для детской

  • – благодаря эфирным маслам, это растение действует как антисептик и способствует уничтожению различных микробов в помещении. Однако следует осторожно подходить к сортам герани душистой, так как ее листья при прикосновении выделяют сильный запах, который может вызвать аллергию у ребенка.

  • Пеперомия – ближайший родственник нашего подорожника, это растение также обладает способностью убивать вредную микрофлору, находящуюся в воздухе.

  • Розмарин – прекрасный антисептик, уничтожающий болезнетворные бактерии и облегчающий дыхание. Это растение рекомендуют ставить в детскую детям, страдающим частыми респературными заболеваниями.

  • – этими растениями издавна украшали детские. Быстро и хорошо растет, декоративно круглый год, в теплый период года его украшают красивые цветки. Фэн-шуй приписывает этому растению хорошую энергетику, полезную для людей.

  • – ближайший родственник гибискуса, комнатный клен очень нежное растение с бархатистыми листьями. Он тоже имеет отличную энергетику и красиво цветет, но в отличие от Гибискуса требует более тщательного ухода.

  • – хороший природный фильтр, способствующий поддержанию влажности в помещении.

  • – это растение способно испарить через листья огромное количество влаги, поддерживая микроклимат в помещении. Этот эффект усиливается, если растение стоит в воде и не испытывает в ней недостатка. К том уже нарядные зонтики циперуса могут украсить любой интерьер. Если в детской стоит аквариум, в него можно поместить и циперус.

  • Геснериевые ( , глоксиния, коллерия, стрептокарпус) – растения этого семейства имеют красивые ворсистые листья и очень нарядно цветут. К тому же уход за ними не сложен, они легко размножаются листовыми черенками и вполне могут стать первым растением, за которым будет ухаживать ваш ребенок.

  • – это растение с плотными листьями и многочисленными детками на краюшках листьев знают все. Однако существует множество видов и все они в большей или меньшей степени являются лечебными. Растение, которым можно лечить небольшие царапины, как нельзя кстати придется в комнате вашего ребенка.

  • Пальма – крупное растение, которое может украсить угол детской. Однако его узкие листья могут поранить детскую ладошку, если ребенок попробует потянуть за лист. Поэтому его надо ставить в комнату детей постарше.

Растения, которые не стоит ставить в детскую

  • Кактусы – о колючки этого растения ребенок может пораниться. К тому же некоторые виды кактусов, такие как опунции, легко отделяют колючки, которые потом тяжело и больно извлекать из кожи.

  • Пуансеттия – это яркое растение, появляющееся в наших домах к новому году. Им принято украшать новогодний интерьер и даже праздничный стол. Но, как и все молочаевые, он содержит сок, который может вызвать раздражение при попадании на кожу. А как удержать ребенка от желания сорвать яркий цветок?

  • Ятрофа – еще один представитель молочаевых. Красивая бутылочная форма растения делает его очень декоративным и сейчас модно держать его дома. Но сок этого растения может вызвать проблемы при попадании в глаза. Семена его ядовиты, так что если в доме маленький ребенок, лучше удалять цветоносы сразу после цветения, не допуская образования семян.

  • Адениум – наверно это растение можно отнести к самым нежелательным растениям для детской. Оно обладает ядовитым соком и очень красиво цветет. Ребенок может сорвать цветок и тогда на его руки попадет сок, который при попадании внутрь может вызвать довольно серьезное отравление. Так что держите этот цветок в недоступных для вашего ребенка местах.

  • Солянум (комнатный паслен) – у этого растения очень красивые и, можно сказать, аппетитные красные ягоды. Сильно ядовитыми их не назовешь, но если ребенок съест их много, возможны проблемы с желудком. Это растение лучше выращивать на кухне вместе с декоративным перцем.

  • Ароидные ( , аглаонема, калла и т.д.) — обладают соком, который может вызвать раздражение кожи. Однако, как правило, дети листья не едят, так как они очень горькие на вкус. А одна проба «на зуб» такого листа вреда особого ребенку не причинит, скорее всего.

  • – тоже обладает ядовитым соком. Листья, как и у ароидных, весьма неприятные на вкус. Так что едва ли привлекут ребенка. Однако красивые цветки могут привлечь его внимание и вызвать желание сорвать. При попадании внутрь (ребенок может облизать руки) может вызвать легкое отравление. Поэтому на период цветения растение лучше убрать из детской, тем более, что на балконе или в саду это растение будет цвести гораздо интенсивнее.

  • Фикусы – как и ароидные, обладают соком, который может вызвать раздражение. Однако на самом деле, не имея ни ярких цветков, ни привлекательных плодов, вреда ребенку принести не могут. Ну разве что не ставить в комнату к очень маленьким детям.

  • – растение с очень яркими листьями, которые своей нарядностью могут привлечь внимание вашего ребенка. Сок листьев горький на вкус и может вызвать раздражение.

  • Баррингтония – это редкий гость в наших домах. Обычно он поступает в продажу в виде пророщенного ореха, посаженного в землю. Листья растения ядовиты.

  • Бересклет – декоративные формы этого в общем-то наружного растения иногда выращивают в квартирах. Кора содержит дубильные вещества, вызывающие расстройство желудка. Однако опасность могут представлять практически только плоды, которые выглядят очень привлекательно и известны случаи, когда дети ели их в достаточно большом количестве, что приводило к отравлению.

  • Глориоза – одна из самых ярких и красивоцветущих лиан. Сок этого растения не вызывает раздражения, но при попадании внутрь может вызвать проблемы с желудком.

  • – абсолютно не ядовита, но у некоторых сортов плотные листья с острой кромкой, о которые ребенок может пораниться. Так что для маленьких деток это растение в комнату лучше не ставить.

  • — это растение не ядовито и никакого вреда вашему ребенку не причинит. Но оно очень хрупкое и все ветки, которые есть на драцене, это прививки. Ваш ребенок может легко поломать это растение и его декоративность будет навсегда потеряна. Так что ставить драцену лучше в комнату для деток постарше.

В принципе, среди тех растений, которые поставляются на наш рынок из Голландии, сильно ядовитых растений нет. Ядовитые растения встречаются только в частных коллекциях, поэтому приобретая растение в детскую из частной коллекции, не забудьте уточнить, не является ли это растение ядовитым.

Размещение растений в детской

Выбирая растения для детской, надо не забывать о том, что выделяя в светлое время суток кислород, ночью растения, как и мы, кислород потребляют. Поэтому в спальню обычно не ставят крупные растения с большими листьями – их лучше оставить для гостиной. Подоконник можно украсить красивоцветущими растениями.

Такие растения, как хлорофитум, прекрасно себя чувствуют на полках, свешивая вниз красивые узкие листья и побеги с детками.

Если размер детской позволяет, можно организовать небольшой зеленый уголок, поставив крупное растение и несколько более мелких – например, пальму и пару папоротников или хлорофитумов.

Если места немного, стену можно украсить красивой лианой (сциндапсусом или ) (не бойтесь лиан в доме – фен-шуй очень хорошо относится к ним и широко применяет их для улучшения энергетики места, особенно выступающих внутрь помещения углов).

Однако, маленький ребенок часто использует в качестве опоры практически все предметы. Которые попадаются ему под руку. Поэтому, размещая растение в детской, надо расставлять их так, чтобы ребенок не мог их перевернуть. Не стоит ставить горшки на столе, где ребенок может дотянуться до них и опрокинуть. К тому же для детской стоит отказаться от декоративных керамических горшков, осколки которых могут нанести серьезную травму ребенку. Лучше ограничиться пластиковыми горшками и тогда, даже если ваш ребенок уронит или перевернет растение, он не травмируется и вам останется только собрать рассыпанную землю.

Как видите, выбор растений для детской велик. И хотя растения требуют дополнительного внимания, их присутствие в спальне ребенка сделает его жизнь более качественной, а здоровье более крепким! Ну, а после 5-7 лет, ребенка уже можно приобщать к уходу за растениями в его комнате.

Комнатные растения для детской комнаты выбираются с такой же тщательностью, как и отделочные материалы, игрушки, мебель, текстиль. Окружение, в котором будет расти малыш, должно быть безопасным, комфортным.

Для родителей приоритетным является здоровье детей, на которое влияет чистый воздух, вода, еда и окружающая их среда обитания. Обдуманный и осторожный подход к размещению комнатных растений в детской комнате – залог повышения иммунитета и установление стабильного эмоционального состояния ребенка.

Видео в этой статье убеждает в необходимости присутствия комнатных растений в детской комнате, которые гасят шум с улицы, нейтрализуют токсины, газ, пыль, аккумулируют тяжелые металлы и выделяют фитоцинды. Эти активные вещества способны убивать и подавлять рост вредных бактерий, грибка и простейших микроорганизмов.

«Дошколята» быстро понимают, как надо обращаться с комнатными растениями, если им объяснить и на собственном примере показать бережное отношение к ним. Они с удовольствием выполняют поручения по уходу за цветами: с усердием рыхлят землю, обсыпая всё вокруг, опрыскивают листочки, раскладывают семена на влажную поверхность салфеток или на рулон туалетной бумаги, занимаются вместе с родителями высадкой черенков в горшки.

Их радуют любимые цветы в горшочках, купленные специально для них:

  • Растения учат детей понимать красоту.
  • Открывать красочный мир в гармонии.
  • Служат источником энергии и положительных эмоций , да и родители получают удовольствие, наблюдая за непосредственной радостью ребёнка.
  • Растения оберегают здоровье детей.
  • Созерцание зелёных растений не утомляет глаза , снимает физическое напряжение, даёт отдых мозгам, повышает самооценку.

Внимание: Исследование специалистов установили, что поведение детей в озеленённых классах меняется в положительную сторону. Они становятся усидчивыми, более внимательными и меньше болеют.

Неписаные правила выбора растений

Чем наполняются уголки природы? С детского сада постоянными обитателями таких уголков являются комнатные растения, которые с древних времен украшают жилища человеческие. Одних любят за обильное и долгое цветение, других за красивые листья и разнообразие стеблей, а всех вместе за то, что они есть в природе.

Откуда их только не привезли, из тропиков и субтропиков, пустынь и саванн, из лесных и болотистых районов, долин и горных склонов. Выбрать комнатные растения для детской среди всего этого многообразия не составляет большого труда, если придерживаться правил, проверенных практикой.

  • Новорожденные дети познают окружающий мир глазами. Пока они не начинают самостоятельно двигаться, любые цветы могут быть в их окружении.
  • Но до полугода стоит воздержаться от любимого занятия с размещением растений в детской, чтобы не создавать дополнительной нагрузки на иммунную систему ребенка.

Внимание: Выбирайте цветы, за которыми легко ухаживать и поддерживать в чистоте. На листьях не должна собираться пыль, поэтому их необходимо один раз в неделю купать под душем и протирать листья.

  • Подрастающий малыш-ползунок, пытающийся встать на свои ножки, опирается и цепляется за всё, до чего дотягиваются ручонки.
  • Скатерть на столе, подставка под цветы, и очень травмоопасно для ребенка, если горшок с цветами стоит на неустойчивой, высокой поверхности.
  • До 5-ти лет детей интересует буквально всё, многие понятия лучше объяснить ребёнку наглядно.

Выращивать растение – это увлекательное занятие.

Посадить вместе семена растения и ждать появление ростка будущего цветка, занятие увлекательное не только для малыша, но и для взрослого.

Какие растения не надо ставить в детскую

Не стоит забывать, что ребенок не только смотрит глазами за ростом растений, но и пытается попробовать их на вкус, а среди цветов много ядовитых экземпляров.

Итак, какие растения для детской под запретом:

Вид растения Чего надо опасаться
Растение красивое, но зелёные плоды паслёна ядовиты.
У диффенбахии и аглаонемы жгучий сок.
Злые колючки кактусов, у многих экземпляров замаскированные пушистой вуалью.
У алоказии крупнокорневой — токсичные алкалоиды и синильная кислота.
У декоративного перчика жгучие плоды.
Южное растение с приятным запахом и красивыми цветами – олеандр, у которого все части растения ядовитые, а запах может вызвать обморок.
Синадениум (молочай) с токсичным млечным соком, вызывающим раздражение кожи, а при попадании его в глаза существует вероятность возникновения слепоты.
Пеларгония (герань) вызывает споры. У неё есть сторонники из-за фитонцидных свойств растения, есть противники, указывающие на эфирные масла, способные вызвать аллергическую реакцию. Поэтому решение о размещении её в детской комнате, остаётся за родителями.

Научно доказано, что фитонциды, выделяемые растениями, уменьшают наполовину количество патогенных микроорганизмов в воздухе. Достаточно полчаса провести около цветов, чтобы восстановить защитные средства организма, если растения для детской комнаты подобраны правильно.

Растения, заслуживающие внимания

Какие растения в детскую комнату станут добрыми соседями:

  • Наблюдая за распространением хлорофитума хохлатого по офисам, учебным классам, уголкам природы в детских садах, можно сделать вывод о его неприхотливости. Наряду с красотой, он обладает свойствами уникального фильтра.
  • Это растение очищает воздух от болезнетворных бактерий, химических примесей и некоторых вирусов. Чтобы не быть голословным, посмотрите на это растение в школьном классе, где много углекислого газа из-за большого скопления детей.
  • Хлорофитум хохлатый чувствует себя в этих помещениях «как рыба в воде», отвечая прекрасным видом и множеством розеток, пригодных для размножения цветка.
  • Радуя своих хозяев роскошными зонтиками различных цветов, пеларгония (герань) прочно заняла свою нишу в домах. Раньше герань ставили в мастерских, где выполнялись паяльные работы. Она прекрасно очищает, фильтрует и обеззараживает воздух. Кто не использовал листочки герани при насморке или отите? Несмотря на специфический запах, заставляющий людей избавляться от такого соседа и выносить горшки с геранью в теплое время года на улицу, она прочно занимает 2-е место в перечне «зеленых друзей».
  • Это сейчас трудно удивить людей цитрусовыми плодами, которые завозятся в магазины круглый год. Совсем недавно любительницы растений бережно отбирали своими руками семена лимона, апельсина, мандарина, чтобы вырастить деревце дома. Надежды, что оно зацветёт и будет плодоносить, было мало, но то, что их эфирные масла полезны в борьбе против бактерий, знали многие.
  • Для современных, гиперактивных детей присутствие в комнате апельсинового или лимонного деревца просто обязательно. Снимая раздражительность, усталость ребенка, оно помогает нормализовать его беспокойный сон, а сколько радости приносит малышу опрыскивание листочков на деревце и рыхление земли в горшке.
  • Список фаворитов-растений для детской комнаты могут продолжить хризантемы и цикламен. Ещё наши предки считали, что хризантема защищает обитателей дома от сглаза и негатива. Её высаживали вокруг дома, а на холодный период времени заносили в дом, чтобы весной снова унести на волю. Цикламен своими положительными флюидами, объединяет детей в коллектив, побуждает к творчеству. Вот почему он полезен в интерьере детского сада в паре с хлорофитумом.

Внимание: Такое соседство цветов приводит к чистому воздуху и дружеской обстановке в группе, поэтому из них создаётся тандем у подросших малышей.

Остался ещё длинный перечень комнатных растений, пригодных для детской комнаты со своими полезными свойствами:

  • Папоротник способствует концентрации внимания на важных вещах и помогает расставить приоритеты.
  • Гиппеаструм выделяет вещества, убивающие бактерии и вирусы, успокаивающие нервную систему.
  • Инструкция по использованию полезных свойств растений рекомендует ставить небольшой вазон в детской комнате с набором душистых трав. Мята перечная, мелисса, лаванда, лимонник прекрасно уживаются в одном месте.
  • Для подросшего ребенка истинное удовольствие составит уход за импровизированным огородиком и доставка свежих листиков для заварки чая. Правда есть риск, что растения вовсе останутся без листьев, если хвалить малыша за усердие.
  • Алоэ и каланхоэ в обязательном порядке должны присутствовать, если не в детской, то в доме. Аптека на подоконнике, про которую знают все и обращаются за помощью при насморке, нарывах, порезах и т.д.

Просматривая фото растений для детских комнат, непременно наткнёшься на фикус, гибискус, бегонию цветущую, толстянку, аспарагус, орхидею (см. ) и ещё много растений из разных уголков планеты.

Познание окружающих предметов

Не секрет, что дети знакомятся с окружающим миром не только на цвет и запах, но и на вкус.

Ничего удивительного нет в том, что ребенок оторвал и съел лист растения. Если родители стали свидетелями такой картины, то необходимо принять меры безопасности.

  • Внимательно осмотрите рот и руки малыша.
  • Горький привкус листьев заставляет выплёвывать их, не глотая.
  • Проверьте кожу рук на предмет покраснения, распухания, наличие волдырей.
  • Не паникуйте сами и не пугайте ребенка, попросите показать любимый цветок и, заручившись доверием, узнать, что он пробовал.
  • Осмотрите растения, до которых он дотягивается, грязь, смятые и оторванные листья укажут на поле его деятельности.
  • Если есть какие-то опасения и угроза здоровью ребенка, то немедленно вызывайте скорую помощь.
  • Хотя комнатные растения редко воздействуют на организм с тяжелыми токсическими последствиями, но из всякого правила есть исключения. Затруднённое дыхание, снижение кровяного давления, нестабильная работа сердца и бледная кожа указывают на тяжелые последствия употребления ядовитых растений.

Цена и польза озеленения детской комнаты не может быть выражена в денежном эквиваленте. Объект изучения и познания окружающего мира, предмет создания уюта, комфортной обстановки в комнате и многое другое, выдвигает их на видное место.

Идеальным вариантом для размещения их с пользой в комнате, станут подвесные полки и кашпо на уровне, недоступном для детей. И тогда, растения в детской комнате будут и на виду, и на безопасном расстоянии.

Люди всегда стремились украшать жилище комнатными цветами и прививали эту традицию будущим поколениям с самого детства. Но не все растения, спокойно растущие в комнатах у взрослых, благоприятно скажутся на здоровье и развитии дошкольников. Какие цветы для детской комнаты подойдут, а от каких лучше воздержаться? Правильно подобранная цветочная композиция создаст прекрасное настроение, научит ребенка бережно относиться к природе. Существует два основных правила при выборе растения для детской комнаты – простота ухода, устойчивость к изменениям внешних условий.

Сансевиерия (тещин язык)

Сансевиерия отлично подойдет для детской комнаты — не вызывает аллергии, неприхотлива.

Отличается небольшими размерами, предельной простотой в уходе. Листья декоративные, различной формы в зависимости от сорта. Цветы мелкие белые, цветение происходит раз в 3-4 месяца. Существует множество сортов сансевиерии, отличающихся цветом, формой, окраской листьев.

Эффективно очищает воздух помещения, даже зимой. На листьях осаждается пыль, содержащая вредные вещества. Требует ежедневного полива, листья необходимо протирать от пыли по мере ее накопления. К солнечному свету цветок не требователен, можно сажать как на окно, так на подставки у стены. Для этого растения подойдет любая хорошо освещенная комната.

Лимонное дерево

Обладает яркой внешностью, при надлежащем уходе может приносить съедобные плоды. Выделяет в воздух большое количество эфирных масел, создавая приятный ненавязчивый запах. Предотвращает размножение бактерий, позволяет легче пережить простудный период. Естественно, что эти цветы для детей будут полезны. Лимоны, выросшие на дереве, можно класть в чай для вкуса.

Южный фрукт хорошо подойдет опытным садоводам, поскольку имеется множество нюансов ухода и содержания. При должном умении, дерево можно вырастить из косточки лимона, купленного в магазине. Лимонное дерево требует регулярной поливки, периодического внесения удобрений.

Лимонное дерево выделяет эфирные масла, что полезно для детского организма.

Каланхоэ

Яркий цветок, обладающий слабым запахом. Очень красив, нравится детям. Существует множество вариантов внешнего вида каланхоэ, каждый из них имеет свои особенности ухода.

Каланхоэ достаточно неприхотливый цветок, может довольно долго жить без полива, но требует места с ярким солнечным освещением.

Хлорофитум

Считается санитаром воздуха – легко концентрирует на себе вредные примеси, не давая им распространяться по помещению. В детскую комнату подойдет идеально. В сочетании с сансевиерией позволяет поддерживать чистый, богатый кислородом воздух даже при редком проветривании (особенно важно зимой или при болезни ребенка). Сильно увлажняет воздух, не дает ему становиться сухим.

В плане условий содержания – самое неприхотливое из указанных растений. Одинаково хорошо растет как на ярко освещенных южных окнах, так и на подвесках в глубине комнаты. Поливать желательно ежедневно, в экстренных случаях хлорофитум способен выжить без полива около недели.

Хлорофитум — самое полезное растение для детской, выделяет фитонциды, очищает воздух от примесей.

Внешний вид растения непритязателен – длинные узкие зеленые листья, растущие из общего основания. Окраска – ярко-зеленая по краю листа, светлеет к середине (может быть полностью белой). Некоторые дети любят жевать листы комнатных растений. Хлорофитум в данном плане абсолютно безопасный комнатный цветок для детской.

Фиалка

Привычные фиолетовые или сиреневые мелкие цветы, цветущие почти постоянно. Растение отличается небольшим размером, благодаря чему легко вписывается в любой интерьер.

Необходим полив по мере высыхания почвы. Перелить или недолить фиалку сложно, поэтому растение прекрасно живет, цветет, размножается в детских садах и школах. Прекрасно подходит для обучения детей уходу за растениями.

Уход за фиалкой и бегонией можно поручить детям.

Кипарисовик

Название обусловлено внешним сходством, а не родством растений. Кипарисовик обладает способностью собирать пыль, вредные вещества, содержащиеся в воздухе. Выделяет фитонциды, повышающие иммунитет, облегчающие простудный период, ускоряющие выздоровление от заболеваний. Такой комнатный цветок будет уместен как в детской комнате, так и в группе детского сада.

Особенность ухода за кипарисовиком – обязательное ежедневное опрыскивание водой, протирание влажной тряпочкой. После процедуры растение снова способно выполнять функции живого воздушного фильтра. Опрыскивание частично заменяет полив.

Бегония

Не менее известное комнатное растение, подходящее для детских помещений. Отлично фильтрует воздух, устраняя вредные вещества, пыль, бактерий. Любит яркий свет, частый регулярный полив. Опрыскивать бегонию не следует – создается опасность повредить листья, если растение стоит под прямыми солнечными лучами.

Опушение на стебле – не колючки, прикосновение к нему совершенно безопасно. Привычка обрывать и жевать листья бегонии не принесет вреда ребенку – растение не ядовито.

Зигокактус (декабрист, рождественская звезда)

Период цветения зигокактуса приходится на середину декабря – начало января, отсюда дополнительные названия. Прекрасно подходит для оформления детских садов зимой. Яркие, красные или белые цветы создадут праздничное настроение.

Растет на хорошо освещенных поверхностях, требует еженедельного полива. В отличие от большинства кактусов, не требует зимней спячки. Распространено мнение, что если переставить декабриста в другое помещение, цветение прекратится. На самом деле, растение может пропустить один сезон, но при сохранении прежних условий цветение не изменится.

Гибискус (китайская роза)

В детскую комнату лучше ставить молодой гибискус, так как взрослое растение занимает много места.

Крупное растение с большими, яркими цветками, простыми или махровыми. Окрасок цветов существует огромное множество. Запах слабый. В детской комнате лучше посадить молодое растение, взрослое – крупное, высотой до 2 метров, создаст существенные неудобства.

Традесканция

Стебли свисают вниз, поэтому прекрасно подойдет для украшения стен. Использование подвешенных горшков, специальных подставок позволит растению расти, придавая комнате зелёный вид.

Желательно устанавливать горшки с традесканцией повыше – дети склонны обрывать листья. Особенно важно, если кроме ребенка в доме есть домашние животные.

Некоторые растения нельзя сажать в детской – это связано с опасностью для ребенка или для растения. Основные их отличия можно описать следующим образом.

  • Категорически противопоказаны разновидности кактусов с мелкими легко отделяющимися колючками – есть риск существенной травмы малыша.
  • Растения, листья и стебли которых ядовиты (например, диффенбахия), также не годятся для детской, тем более – для детского сада. Дети имеют привычку обрывать и жевать листья, если растение ядовито, исследование окружающего мира закончится отравлением.
  • В «черный список» попадают растения, обладающие резким запахом (алоказия, примула) – они часто становятся аллергенами.

Алоказия — растение, вызывающее аллергию — не подходит для детской комнаты.

Главный критерий в выборе растения для детской комнаты – безопасность малыша. Выбирая «правильные» комнатные цветы, вы избежите массы проблем и переживаний.

Все мамы знают неопровержимый факт: если в комнате ребенка есть то, что можно положить в рот и попробовать на зуб, то ребенок непременно это сделает! Именно поэтому создание безопасной детской комнаты – первоочередная задача, с которой сталкивается каждый родитель. Необходимо быть предельно осторожным, выбирая комнатные растения для детской комнаты.

Растения и цветы для детской комнаты должны соответствовать следующим требованиям:

  • Цветы для детской комнаты должны быть нетоксичными,
  • Цветы для детской комнаты должны очищать воздух,
  • Цветы для детской комнаты не должны иметь сильного запаха.

Нужны ли растения в детской комнате?

Быть может, не стоит рисковать и размещать растения в детской комнате? Цветы в детской комнате необходимы и обязательны!

Растения в детской комнате – естественная фильтрация.

Содержание потенциально токсичных летучих органических соединений в помещении от двух до пяти раз выше, чем на открытом воздухе. В 1984 году Комитет Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) сообщил, что до 30% новых и реконструированных зданий имеют проблемы с качеством воздуха в помещениях. Растения в детской комнате могут стать системой дополнительной фильтрации воздуха. По данным исследований НАСА, правильно подобранные растения могут отфильтровать до 87 процентов летучих органических соединений и токсинов, присутствующих в коврах, виниле, сигаретном дыме, целлофане, растворителях, красках и чернилах.

Растения вырабатывают кислород.

Не нужно забывать и о том, что растения в детской комнате, помимо функции очищения воздуха, также насыщают воздух кислородом благодаря процессу фотосинтеза.

Цветы в детской вместо увлажнителя.

В зимние месяцы, комнатные растения – естественный увлажнитель воздуха. Они возвращают в воздух около 97% впитанной жидкости. По данным исследования, проведенного в Сельскохозяйственном Университете Норвегии, комнатные растения в детской снижают риск заболеваний кожи, простудных заболеваний, сухого кашля.

Полезные растения для детской комнаты.

Давайте поговорим о том, какие цветы можно и даже нужно размещать в детской комнате.

Следующие растения являются наиболее эффективными в борьбе с формальдегидом, бензолом и углекислым газом в детской комнате.

Бамбуковая Пальма , она же Хамедорея. Идеальна для очистки воздуха в детской комнате. Однако, хамедорею лучше разместить вне зоны доступа ребенка, так как листочки ее бывают довольно жёсткими и малыш может порезать пальчик.
Драцена. Драцены превосходно борются с летучими веществами, которые исходят от пластмассовых изделий. Наиболее подходящими для детской комнаты считаются драцена “Джанет Крейг”, драцена окаймленная, драцена Massangeana и драцена “Warneckii”
Гербера. Гербера обладает легким нежным запахом. Это является дополнительным преимуществом. В условиях детской комнаты астматикам и аллергикам можно разводить герберу не боясь приступов. Гербера – прекрасное украшение для детской, она создает уют и веселое настроение. И да, гербера великолепно очищает воздух в детской комнате.
Спатифиллум . Размещение спатифиллума в детской окажет благотворное влияние на дыхательную систему ребенка.

Обратите внимание: среди растений, которые хорошо очищают воздух от примесей, всегда упоминают плющ, а в частности английский плющ. Это правда, плющ прекрасно очищает воздух. Однако размещать это растение в детской комнате категорически запрещается , так как листья плюща ядовиты.

В таблице были представлены 4 наиболее эффективных растения в борьбе с летучими веществами в детской комнате, однако, на этом список подходящих цветов для детской не заканчивается. Продолжим.

Растения для детской, помогающие в борьбе с микробами.

Как известно, некоторые растения обладают фитонцидными свойствами, а, следовательно, размещение таких цветов в детской комнате поможет ребенку реже болеть.

Хлорофитум. Это чудо-растение наших бабушек — настоящий природный фильтр, прекрасно очищающий воздух от бактерий. Хлорофитум совершенно неприхотлив и ухаживать за ним несложно.
Лимон. В помещении, где растет лимон, болезнетворные микробы не размножаются. Лимон оказывает успокаивающее действие, снимает раздражительность. Если Ваш ребенок плохо спит и много капризничает, разместите в его детской лимон. Будьте осторожны, взрослое растение лимона – довольно большое деревце. Когда ребенок начинает ходить, то опирается на все, что попадает под руку. Убедитесь, что ваш лимон не опрокинется на малыша.
Розмарин. Если ваш малыш часто болеет респираторными заболеваниями, поставьте в детской комнате розмарин. Это чудесное растение уничтожает бактерии и облегчает дыхание.
Хвойные растения в детской комнате (естественно, вне зоны доступности ребенка) улучшают воздух в помещении. Они выделяют отрицательные ионы кислорода, которые нейтрализуют негативное воздействие электроприборов. Вы можете, к примеру, разместить в детской хвойной дерево бонсай.

Какие еще цветы можно в детскую комнату?

  • Фиттония.

Фиттония – отличное растение для детской комнаты. Оно нетоксично и абсолютно безопасно. Более того, листья фиттонии имеют разную окраску, поэтому вы всегда сможете вписать растение в интерьер детской комнаты.

  • Папоротник.

Папоротник можно ставить в детскую комнату школьника, ведь он помогает сосредоточиться и повышает работоспособность.

  • Толстянка.

Толстянка – еще одно растение для детского школьника. Оно безопасно, очищает воздух и повышает работоспособность.

Вопросы по размещению цветов и комнатных растений в детской комнате.

Сколько растений нужно для детской комнаты?

На 15 м2 достаточно будет одного-двух растений при условии, что они здоровы.

Какие растения опасны для детей?

В детской комнате нельзя размещать:

Ядовитые растения , к примеру:

  • представителей молочаевых, так как их сок может привести к раздражениям на коже (Пуансеттия, ятрофа),
  • плющи,
  • другие ядовитые растения (адениум, диффенбахия, олеандр, кодиеум, баррингтония)
  • растения с ядовитыми плодами (бересклет, комнатный паслен)

Колючие растения и растения с острыми листами.

Большие комнатные растения. В целях безопасности не рекомендуется размещать большие растения в комнате ребенка, так как малыш может перевернуть на себя тяжелый горшок и получить травму.

Можно ли размещать в детской комнате фикус?

Иногда сок фикуса вызывает раздражения на коже, поэтому не рекомендуется ставить фикус в доступном для малышей месте. Вне зоны доступа ребенка фикус безопасен.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ермаковский детский сад №3 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому направлению развития детей»

«Комнатные растения»

с. Ермаковское

Гуминова С.Н. - воспитатель I кв. категории.

Печатается по решению методического совета МБДОУ «Ермаковского детского сада №3 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому направлению развития детей»

Методическое пособие адресовано для педагогов дошкольных учреждений.

Введение………………………………………………………………………………. стр. 4

1. Комнатные растения в экологическом воспитании дошкольников……………. стр. 4

2. Детско-взрослый проект «Комнатные растения» и его реализация……………. стр.5

Приложение……………………………………………………………………………стр.15

Введение.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. Сейчас много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.

Если люди в ближайшем будущем не научатся, бережно относится к природе они, погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Это происходит оттого, что детский сад недостаточно уделяет внимания экологическому воспитанию.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.

Комнатные растения в экологическом воспитании дошкольников.

Комнатные растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная работа с комнатными растениями расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира.

В экологическом уголке детского сада можно посадить свой огород, где дети сначала будут наблюдать за ростом лука и пшеницы, делать зарисовки в дневнике наблюдений, а потом им доставит удовольствие срезать пёрышки лука и кушать его, добавляя в суп. Нужно обязательно рассказывать детям, что растения «чувствуют» добрых и злых людей, добрые и злые мысли. В доме у хорошего человека комнатные растения всегда растут и чаще цветут. Нужно объяснять детям, что не надо стесняться говорить с растениями, отвечать за них.

Но не каждый ребенок обращает внимание на зеленые растения, не каждый стремится принять участие в уходе за ними. И нередко получается что, ребенок видит комнатные растения, но даже названий их не знает. И приохотить к такой деятельности удается далеко не каждого. Но попытаться все-таки можно и нужно. Как?

Для закреплений названий растений мы с детьми изготовили для них «паспорта», в которых указано место рождения растения, его особенности, условия ухода за ним, размножение.

Затем был составлен детско-взрослый проект «Комнатные растения», он рассчитан на реализацию с младшего возраста до подготовительной группы. Проект дает довольно хорошие результаты.

Детско-взрослый проект группы «Солнышко»

«Комнатные растения»

Участники проекта – воспитатели, дети группы «Солнышко» и их родители.

Руководитель проекта : Гуминова С.Н.

Сроки реализации : 4 года (с младшей по подготовительную группу).

Цель: обогащение знаний и умений правильного ухода за комнатными растениями.

Задачи:

1. учить наблюдать и видеть изменения в росте растений;

2. развивать речь и мышление детей;

3.формировать желание заботится о растениях;

3. составлять сказки и рассказы о растениях, опираясь на полученные знания и используя опорные символы «паспорта растения»

Обоснование проекта:

Недостаточность знаний о комнатных растениях и умений правильного ухода за ними явилась пусковым механизмом для проектной деятельности. Чтобы найти ответ на возникающий у детей информационный запрос была организована работа по поиску необходимой информации.

Комнатные растения являются одним из доступных и важных объектов для воспитания и обучения детей и развития у них элементарной экологической культуры. Часто, трудным моментом в этой работе является то, что многие комнатные растения имеют необычные, труднопроизносимые названия. Для того чтобы облегчить процесс запоминания этих названий, можно использовать сказки.

Так и появилась идея написать сказки, все герои которых могут носить имена, соответствующие названиям комнатных растений. Кроме того, по ходу повествования, дети могут получить и некоторые знания о происхождении растений, правилах ухода за ними, о способах размножения и другие полезные сведения.

деятельности

Форма

работы

Предназначение

Ответственные

Предварительный этап

Подбор литературы, картинок растений с их названиями.

Коллектив.

Повышение знаний о комнатных растениях

воспитатели

Изготовление «паспортов растений»

Индив.

парами

Выработка схем строения и способов ухода за ними.

Гуминова С.Н.

Основной этап

Знакомство с каждым растением

Группов.

Расширение кругозора, знаний о комнатных растениях.

Гуминова С.Н.

Определение детей по уходу за растениями.

Индивид.

Дать возможность самостоятельно выбрать полюбившееся растение

Тщательное обследование

выбранного объекта

Индивид.

парами

Воспитывать умение наблюдать, исследовать, замечать.

Дети

Домашнее задание – сочинить сказку о своем растении

семейная

Включение родителей в деятельность детей в ДОУ, оказание помощи в сочинении сказки.

Гуминова С.Н.

Заключительный этап

Презентация сказки.

Индивид.

Развитие речи, умение донести замысел своей сказки, проиллюстрировать ее.

Дети

Воспитатели

Форма представления результата:

  1. «Паспорта» для комнатных растений.
  2. Рассказы и сказки детей о растениях, составленные по схемам и записанные совместно с родителями.
  3. Иллюстрации к сказкам и рассказам, выполненные детьми.
  4. Видеофильмы с детскими презентациями.

Амариллис

Об этом цветке рассказывает эта легенда

Давным – давно на Земле жила прекрасная девушка и звали ее – Амариллис . У нее был замечательный голос и очень доброе сердце. Где ступали ее ножки, распускались прекрасные цветы. Всем была хороша юная девушка, но злая колдунья превратила ее в цветок и сказала, что расколдовать ее сможет только тот, кто полюбит ее в образе цветка.

Однажды молодой ученый, искавший редкие лекарственные растения нашел Амариллис. Он осторожно выкопал луковицу и посадил у себя дома. Поставил цветок в самое освещенное место и терпеливо ухаживал за ним. Любовь молодого ученого к цветку оказалась настолько сильной, что разрушила чары злой колдуньи и вместо цветка появилась девушка. Они полюбили друг друга и прожили вместе долгую и счастливую жизнь. С тех пор на Земле осталась память о ней в виде прекрасного цветка – Амариллиса, который всегда цветет в начале осени, всегда будет восхищать людей и притягивать к себе их взгляды. Не срывайте Амариллис – пусть цветет! А тот, кто увидит его цветение, будет счастливым. Автор легенды: семья Жжоных.

Рассказ о маленьком мальчике Зигокактусе

В одной стране, в лесу, на дереве жил-был мальчик, и звали его Зигокактус.

Ему было скучно одному, не хватало тепла и солнечных лучей, потому-что ветви дерева закрывали от него солнышко.

Он часто смотрел на луг, который был за лесом. На лугу ярко светило солнышко и стоял красивый домик. Зигокактус решил сходить на этот луг.

Он слез с дерева и долго добирался до домика.

И вот его мечта сбылась, он на лугу где много прекрасных цветов, но его никто не замечал, ведь он не цвел.

Зигокактус не отчаивался, все лето, и осень он нежился под лучами солнышка, его обдувал ветерок и он был счастлив…

И вдруг зимой, он зацвел красивыми розовыми цветами.

Его заметила хозяйка дома и поселила Зигокактус на подоконнике.

Так маленький Зигокактус стал комнатным цветком.

Сказка о Бегонии Рекс

В недалеком царстве государстве жили царь с царицей, и была у них дочь Бегония.

Родители очень любили свою дочку, она была красивая, нежная и немного капризная.

Все свое детство принцесса провела в своем королевстве и очень мечтала, где нибудь побывать, но родители некуда ее не выпускали.

Когда она стала совершеннолетней, то решила убежать из своего королевства….

И вот принцесса Бегония очутилась в прекрасном саду, где повстречала доблестного принца по имени Ухо Наполеона.

Они влюбились друг в друга с первого взгляда.

Принц пригласил Бегонию Рекс в свое государство.

Там они сыграли свадьбу и стали жить поживать и добра наживать.

Сказка о Фиалке

А знаешь ли ты, что цветы тоже, как и мы люди могут плакать и смеятся? А еще они умеют дружить. Не веришь?

Так давай я тебе расскажу историю, о которой мне поведала знакомая Лилия.

Произошла она раннею весной на большом приусадебном участке.

Цветы, проснувшись от долгого сна, сладко потянули свои стебельки к солнышку. Все они были, по-своему очаровательны, но самой красивой среди них была Фиалка. Ее несколько лет назад привез из Южной Африки маленький мальчик, хозяйский сын.

Он с трепетом ухаживал за своей подружкой: каждый вечер поливал, а утром, проснувшись, бежал пожелать ей хорошего дня. И Фиалка отвечала взаимностью.

А как они любили поболтать! Обо всем!

Мальчик рассказывал о школе, друзьях, о том, что его радовало и беспокоило. И Фиалка всегда внимательно его слушала.

Она очень переживала, когда что-то, у ее маленького друга не ладилось, и радовалась, когда все было хорошо.

Когда мальчик плакал, с миниатюрных цветочков Фиалки падали на землю маленькие капельки – слезы.

А когда ее друг радовался, то все цветочки так лучезарно улыбались, что даже солнышко на небе начинало напевать какие-то солнечные песенки.

Вот так дружили мальчик и прекрасная Фиалка, а вы не верили, что люди и растения могут быть друзьями.

Конспект комплексного занятия по экологии в младшей группе

«Комнатные растения»

Предварительная работа:

Рассматривание комнатных растений;

Совместная работа по уходу за растениями;

Работа по схемам "Строение цветка", "Полив комнатных растений", "Потребности растений"

Цель: изучение детьми объектов живой природы во взаимосвязи со средой обитания.

Задачи:

учить детей вести наблюдение за объектом живой природы;

развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы, используя развивающие модели;

воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы; формировать навыки ухода за растениями.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, я сегодня нашла в коридоре в самом углу цветок в горшочке и принесла его к нам в группу (демонстрирует чахлый цветок).

Вы знаете, как он называется? (Хлорофитум)

А у нас есть такой цветок в группе? (Да)

(на стол выставляются два цветка. Дети сравнивают их. Отмечают, что чахлому цветку нужна помощь, т.к. у него тусклые, вялые листочки, земля сухая)

Прежде чем помочь нашему новому другу давайте вспомним - цветок, - это растение? (Да)

А какие растения еще вы знаете? (деревья, кустарники, трава и т.д.)

А вы знаете, что все растения растут из семечка? (Да)

Давайте сейчас, используя карточки, посмотрим, что происходит с семечком, когда его сажают в землю.

Когда цветочек вянет, на его месте появляются плоды. Какие плоды вы знаете? (яблоки, груши, черника, морошка, клюква)

А зачем растениям корни? (чтобы пить водичку)

(демонстрация корней лука)

Ребята, а вы знаете, как водичка по корням поднимается к растению

Демонстрация опыта:

В стакан с подкрашенной водой опустить краешек белой ткани, вода начинает подниматься по ткани вверх.

На месте бумаги я нарисовала землю, кто из вас может нарисовать, что у растения находится в земле, а что над землей (дети рисуют корни, стебель с листочками и цветок).

Скажите, пожалуйста, а у всех растений есть стебель? (Нет, у дерева ствол.)

А сейчас из карточек я предлагаю вам выбрать то, что нужно каждому растению для роста (воздух, свет, вода, тепло, любовь и забота)

Мы с вами все повторили, а теперь пришло время помочь нашему новому другу. Что мы будем делать? (поливать, говорить ласковые слова)

А еще можно рассказать стихотворение (читает ребенок):

Цветовод

Цветочный горшок я использовал классно,

Теперь это всем окружающим ясно.

А раньше казалось - горшок и горшок–

Насыпал земли, посадил корешок.

Сиди, дожидайся: взойдет- не взойдет…

Нет! Был у меня свой особый подход,

Не ждал день-деньской, рано утром вставал,

Водой из кувшина росток поливал,

Держал на свету его, землю рыхлил,

Заботился так, словно друга растил.

А самое главное было потом:

Вверх стебель метнулся и вырос бутон,

И с гордостью можно поведать друзьям:

«Для мамы цветок я выращивал сам!»

(В.Борисов)

Давайте найдем самое светлое место в группе и

поставим туда наш цветочек. Будем каждый день за

ним ухаживать, любить, и посмотрим, что с ним произойдет.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Посадка лука»

Программное содержание:

познакомить со свойствами лука, научить сажать луковицы в землю;

воспитывать интерес к окружающему миру, правильное отношение к здоровью,

учить, как поддерживать его весной (витамины, зеленый лук);

Продолжать формировать представление о том, что растение-живое и ему нужны для роста вода, свет, тепло, что во время развития оно меняется (появляются, растут корни и листья), чтобы проверить, когда лук лучше растет, луковицы можно выращивать в разных условиях.

Предварительная работа: наблюдение за луком, поставленным в банку с водой и еще в одну банку без воды.

Ход занятия

Вот-вот наступит весна солнечная, радостная, теплая. Но весна - трудное время для нашего организма, который становится слабым из-за нехватки витаминов. И тут к нам на помощь приходит: «золотистый» и полезный, витаминный, хотя резкий, горький вкус имеет он, обжигает... не лимон. Что это? (показываю луковицу) В луке содержатся витамины группы С. Эти витамины, защищают организм от различных болезней, особенно от простуды и гриппа. Это луковица. Скажите, каково цвета лук? Какой он формы? Потрогайте его пальцем и скажите, лук твердый или мягкий? Вот сейчас я разрежу луковицу (все меня любят, а как раздевать - слёзы проливать). Понюхайте, чем он пахнет? А почему вы плачете? Да лук щиплет глаза и заставляет всех плакать. Кто хочет угоститься луком? Какой лук на вкус? (дать попробовать лук на вкус и чем-нибудь заесть его). Лук горький, но он очень полезный, в нем много витаминов. Если посадить луковицу, то из нее вырастут зеленые листики, зеленый лук. В зеленом луке тоже много витаминов. У лука есть верх (показать его), вот отсюда растет зеленый лук. Покажите, от куда растет зеленый лук? А вот низ лука донце (показать), скажем, все вместе: "донце". Покажите где донце у вашего лука? Лук надо сажать донцем вниз. Посмотрите, как я буду сажать? "донцем вниз". Я сажаю с некоторым усилием, а чтобы луковица дышала и грелась на солнце не очень близко друг к другу, чтобы не было тени. А сейчас возьмите луковицу правильно донцем вниз и посадите на нашу грядку. Нам осталось обильно полить, чтобы разбудить корешки к жизни. С помощью ребенка поливаем посадку лука. Давайте поиграем в игру "Расти, расти лучок". Вы будете луком. Я сажаю лук в землю, донцом вниз. Все присели. Теперь я беру лейку и поливаю вас водой, вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики (дети приподнимаются медленно), лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим, вот и вырос наш лук (дети выпрямляются), что мы будем делать с нашей посадкой, чтобы лучок быстрее вырос? (поливать, поставить на свет и в тепло).

Лук растет на огороде,

Он большой хитрец в природе,

В сто одежек он одет,

Ребятишки на обед

Не хотят его срывать,

Зачем слёзы проливать!?

Конспект открытого занятия по экологии

"Аптека на подоконнике" из цикла "Растения лечат".

Цель:

закрепить и систематизировать знания о растениях (комнатных и лекарственных)

Задачи:

расширить представление детей о лекарственных растениях (алоэ, каланхоэ, золотой ус, плющ обыкновенный); познакомить и исследовать их лечебные свойства;

воспитывать любовь к комнатным растениям, желание ухаживать за ними; развивать речь детей.

Методы активизации детей: сюрпризный момент, дидактические игры, беседа,

загадки, инсценировка, примеры из жизни детей, оказание помощи больным, трудовая деятельность, рефлексия занятия.

Материал :

серия открыток “Лекарственные растения”; инструменты для ухода за растениями;

дидактический материал; игрушки Нюша и Матрешка; корзинки с карточками; посуда для приготовления лекарства; игрушечные телефоны; комнатные растения; костюм Доктора Айболита; «Волшебное дерево».

Способы организации детей: фронтальный, микрогруппы

Предполагаемый результат:

Расширят представления о комнатных лекарственных растениях,

Закрепят знания о комнатных растениях,

Пополнят свой словарный запас.

План занятия:

Общение с гостями,

Игра «Где спряталась матрешка»

Загадки

Игра “Вспоминай, быстро называй”

Дидактическая игра “Кузовок”

Сценка.

Сюрпризный момент

Примеры детей из жизни.

Знакомство с комнатными растениями

Приготовление лекарства для зверей

Трудовая деятельность детей

Приход Доктора Айболита

Итог занятия

Рефлексия «Волшебное дерево».

Ход занятия

Воспитатель. Поздоровайтесь ребята с гостями (знакомство гостей с комнатными растениями)

Сегодня мы с вами поговорим о растениях. К нам в гости пришла Матрешка и она хочет поиграть с вами в прятки. Поиграем с ней.

Игра «Где спряталась матрешка»

С какими растениями вы играли в прятки?

Послушайте загадки. (Иллюстрации отгаданных растений располагать на доске.)

Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня (крапива ).

Нарядные платьица, желтые брошки. Ни пятнышка нет на красивой одежке (ромашки) .

Колючий куст с шипами и полезными плодами (шиповник)

На зеленой хрупкой ножке вырос шарик на дорожке.

Ветерочек прошуршал и развеял этот шар (одуванчик).

Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи.

Скромный полевой цветок, синеглазый …(василек )

– Молодцы, справились с загадками. А как можно назвать все эти растения?

Правильно, лекарственные. А почему эти растения называют лекарственными?

– Чтобы узнать какие еще лекарственные растения вы знаете, я предлагаю поиграть в игру “Вспоминай, быстро называй”.

Играют 8–10 человек.

Дети выстраиваются в одну шеренгу. Тот, кто правильно называет лекарственное растение, делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто назвал больше всего растений и оказался впереди всех.

– Вижу, названия лекарственных трав вы знаете, но сможете ли вы их распознать?

Все травы перемешались у меня в корзинках, помогите разобрать их.

Проводится дидактическая игра “Кузовок”.

Каждому ребенку предлагаются 1–2 карточки с лекарственными растениями, каждая из которых разрезана на 6 частей.

Ребенок должен собрать цельное изображение какого-либо растения и назвать его.

– А теперь, расскажите, об этих травах – как называется растение, где растет и для чего используется.

(Вызывается несколько детей, каждый из них по выбору рассказывает о каком-то одном растении.)

Ребята, а вы знаете, из каких частей состоит растение?

Правильно из корня, стебля, листьев, плодов и цветов. У некоторых растений в лекарственных целях используют все растение, а в других либо листья, либо цветы.

После ответов детей раздается телефонный звонок. Разыгрывается сценка.

Воспитатель. У меня зазвонил телефон.

– Кто говорит?

– Слон.

Воспитатель. Что вам надо?

– Микстуру.

Воспитатель. Для кого?

– Для сына моего.

Воспитатель. Что случилось?

– Кашель, у него сильный кашель. Не дает ни спать, ни читать.

Воспитатель. Хорошо, хорошо. Пришлю вам сегодня микстуру.

А потом позвонили цапли.

– Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись.

Воспитатель. Хорошо, запишу. Капли вам непременно пришлю.

А потом позвонил медведь, да как начал как начал реветь.

Воспитатель – Погодите, медведь, не ревите. Объясните, чего вы хотите?

Но он все “Му” да “Му”, а к чему, почему – не пойму.

Повести, пожалуйста, трубку.

– А потом позвонила свинья:

– Нельзя ли прислать пластыря? Я сегодня поцарапала спинку, и болит у меня щетинка.

Воспитатель – Где я пластырь возьму? Хорошо, свинья, я вам помогу.

– И такая дребедень целый день, целый день. То олень позвонит, то тюлень.

Воспитатель. Подождите, кажется снова с кем-то беда. Да… Ребята, да это же Нюша. Мы с ней хорошо знакомы. Нюша со своими друзьями помогает нам учиться считать и писать. Нюша, что случилась? Почему ты в слезах?

– Мне сегодня Лосяш подарил чудесный букет цветов. А у меня насморк, и я не чувствую их аромата.

Воспитатель. Что такое, все сегодня разболелись. Как же нам помочь Нюше, слоненку, цаплям и свинке? Из чего приготовить лекарства? Травки, которые мы засушили на зиму, уже кончились, а новые еще не выросли. Что же нам придумать?

Ребята, а вы как думаете, из чего нам можно приготовить лекарства? (Выслушать предположения детей.) Ой, я кажется, догадалась. Внимательно посмотрите вокруг. Догадались?

Воспитатель. Задумывались ли Вы о том, что самые обычные комнатные растения, которые растут в вашем доме, кроме красоты и уюта могут подарить вам еще и здоровье? Они – наши самые верные и близкие друзья и защитники.

Каждый из нас наверняка хоть раз в жизни лечил какую-нибудь болезнь лекарственными травами, купленными в аптеке или сорванными в лесу. Расскажите, пожалуйста.

Примеры детей из жизни.

Достоинства комнатной "аптеки" очевидны – это и красота, и доступность, и чистота воздуха, и даже биоэнергетическая обстановка в квартире.

– Сегодня я расскажу вам о комнатных растениях, которые помогают людям справиться с некоторыми болезнями.

Отгадайте загадку:

Лист горбочком, с желобочком,

Шипы имеет, а ранить не умеет;

Зато лечит нас в любой день и час.

На нашем окне живёт привычный всем комнатный цветок – алоэ, или попросту, столетник.

Родной дом алоэ – жаркие пустыни Южной Африки. Если бы мы встретились там с ним – не узнали. Перед нами были бы высокие деревья с тонкими искривлёнными стволами: лес, в котором почти не бывает тени. Трудно там живётся алоэ. Бывает, месяцами, а то и целого года, не дождёшься дождя. Приходится заранее, при любом дожде запасать воду в листьях, а потом понемножку её расходовать. «По привычке» и у нас, в комнатах, напитывает алоэ свои листья соком. Хотя здесь засуха ему не страшна, пей, сколько хочешь.

Сок у алоэ не простой. Каждый знает: порежешь палец или выскочит нарыв – лучше всего приложить чисто вымытый кусочек листа алоэ, сняв с него кожицу. И рана быстро заживёт. Ещё, алоэ называют столетником. Может, назвали алоэ столетником, потому-что кто дружит с этим деревцем-врачом, сам может дожить до ста лет?

– Нюша, этот цветок поможет вылечить твой насморк.

Ребята, может быть, кто-то из вас знает, как можно приготовить капли от насморка из листьев алоэ? (Выслушать предположения детей.)

Из листочка мы выжмем сок, смешаем его с несколькими каплями меда, и лекарство готово. Давай закапаем тебе нос. Как теперь, ты чувствуешь аромат цветов? (Герань)

Нюша - Какой приятный запах.

– Что ж, и для других зверей нам надо приготовить лекарства. Посмотрите на этот цветок. Он также нам пригодиться. Попробуйте сами описать его. (У него прямостоячий стебель, листья овальной формы, темно-зеленого цвета, кожистые, хрупкие.)

А называется он – КАЛАНХОЭ

Сок каланхоэ применяют только как наружное средство для лечения язв, кровоточащих ранок, царапин, а также при пересадке кожи. В этих случаях на поверхность раны накладывают 4–5 слоев марли, обильно смоченной соком каланхоэ.

Сок каланхоэ используется при лечении десен – снижает кровоточивость десен, снимает зуд. Так что вылечить царапины на спинке у свинки мы можем с помощью листочка каланхоэ. Нам надо снять пленку с нижней части листа и приложить его к ранке. Вот и готов цветочный пластырь.

Следующий замечательный доктор, которого можно встретить в наших домах, это дихоризандра, или всем известное, как золотой ус, венерин волос, живой волос, кукурузка, домашний женьшень.

Родина золотого уса – Южная Америка. Это вечнозелёное, многолетнее растение. Целебными свойствами обладает растение, у которого на усах имеется не менее 9 суставчиков коричнево-фиолетового цвета. При хорошем уходе золотой ус иногда цветёт. В народной медицине золотой ус применяют как средство для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, лёгочных и глазных болезней, для заживления ран, ушибов, ожогов.

Из листьев золотого уса мы приготовим для цапель капли (залить горячей водой) от болей в желудке. Заварим листики горячей водой, оставьте настаиваться. Пить настой горячим за 30 мин до еды.

Следующий домашний доктор, который встречается дома, это плющ обыкновенный.

С лечебными целями используют неодревесневшие надземные побеги, реже подземную часть. Отвар листьев применяют при кашле на почве острого и хронического бронхита, пневмонии. Хороший результат даёт его употребление при воспалениях органов пищеварения – гастритах, энтеритах, колитах. Наружно применяется при мозолях, бородавках, полипах, гнойных ранах, ожогах. Полезен плющ от болезней горла и очищает дыхание.

Из листьев плюща мы приготовим лекарство для слона (залить горячей водой) Заварите приготовленный сбор трав горячей водой, оставьте настаиваться. Пейте настой горячим за 30 мин до еды.

Комнатные растения не только наши большие друзья, но и домашние доктора. Чтобы мы могли вовремя получить первую помощь, надо позаботиться о наших докторах.

В: Ребята, в детский сад приехал Доктор Айболит, который ходит по группам и осматривает растения, он считает своим долгом помочь им и посоветовать ребятам, как ухаживать за растениями. Но мы, давайте покажем Доктору Айболиту, что умеем ухаживать за растениями, и приведём их в порядок.

Посмотрите внимательно на растения, как они выглядят, и какой уход им требуется. А работать будете в парах: (Дети договариваются, выбирают растения требующие уход)

Доктор Айболит:

Здравствуйте, ребята! Скоро наступит весна, многие растения за зиму ослабели, а слабым надо помогать. Мы сейчас вместе посмотрим, где они стоят, как выглядят. Вы будете называть их, а я проверю почву, их листочки, стебли, скажу, здоровы ли они. Если надо выпишу рецепты.

Д.А: Аня, что означают ваши схемы? (ответы детей)

Аня: Мы выбрали растение, которое называется Бегония Рекс, и будем очищать пыль с листочков, и рыхлить землю.

(Выясняет, как часто и какой водой дети поливают растения, делается ли рыхление, опрыскивание, даёт рекомендации.)

Д.А: Ваши растения чувствуют себя очень хорошо. Но так как зимой мало света, растениям нужна подкормка. Дарю вам пакетик с удобрением, которое разводится в воде, вносится в почву.

До свидания, ребята, через три недели я снова вас посещу, чтобы посмотреть на земных пациентов, как выполнена рекомендация.

Дарит детям подарок.

Дети моют руки.

4.Итог занятия.

Рефлексия “Волшебное дерево”.

В: Ребята, если вам сегодня было интересно, если вы любите трудиться и ухаживать за комнатными растениями, то повесьте на дерево красные листочки. А если было неинтересно, скучно – чёрные листочки.

Аргументировать свой выбор.

Предложить гостям выбрать листочки и тоже аргументировать свой выбор.

Вопросы для гостей:

Что вам понравилось на нашем занятии?

Узнали ли вы, что-то новое?

А лечились ли вы лекарственными травами?

Есть ли у вас дома лекарственные растения?

А в вашем детском саду есть лекарственные растения?

А кто у вас за ними ухаживает?

Дорогие гости нам очень приятно, что вам понравилось наше занятие, что вам было интересно, что вы узнали что-то новое, спасибо за внимание.


error: