Старинная русская посуда. Деревянная посуда руси

Культ дерева на Руси помимо доступности этого материала объясняется также легкостью его обработки и необыкновенной декоративностью, особенно в узорной резьбе. Резьба по дереву – искусство древнее. В геометрической резьбе исследователи обнаруживают много общего с зарубками и метками, которые владелец оставлял когда-то на деревянной колоде своего улья, на деревьях, ограждавших его землю. Для отличия от других метки эти, состоящие из полосок, кружочков, треугольников, ромбиков, усложнялись, и возникал простейший орнамент.

Яндекс.Директ

Секретный метод заработка! 18+asoloviev.net Начни зарабатывать 21000р уже к вечеру! Нужно лишь получить видео уроки CPA

Не здесь ли начало искусства? Зарубки со временем стали не нужны, а резной орнамент нашел себе применение в предметах крестьянского быта , в утвари и посуде.

Во время различных археологических раскопок были найдены многочисленные фрагменты " class="alink" href="http://goodlinez.ru/plot_works/405" style="color: rgb(39, 99, 140); text-decoration: none;">старинной деревянной посуды. По своему назначению посуда разделялась на две категории: для напитков (ковши, братины, ендовы, чаши, стаканы) и для горячей пищи (блюда, миски, ставцы). Выдолбить или вырезать из целого куска дерева при помощи топора, ножа и тесла ковш, ендову или чашу было делом непростым и весьма трудоемким. И деревянная посуда всегда ценилась. Особенно из корневища или капа, наиболее водостойкая и прочная.

Самой распространенной изготовленной деревянной посудой своими руками были ковши, которые отличались разнообразными формами и размерами, а также украшениями. На людных пирах хмельное подавали в ведерных ковшах, а «заздравные чаши» пили из особых шарообразных братин. Различную пищу (икра, блины, рыба) накладывали в круглые праздничные ковши, с невысокими бортиками. Обычно на ковшах выгравированы наставления и советы.

Делали деревянную посуду в старину повсеместно. Среди мастеров были разного рода специалисты: олифленники, ковшечники, ложечники, судописцы и токари. Точеные деревянные сосуды были известны еще в X-XII веках.

Вначале был примитивный лучковый станок попеременного движения с намотанной на ось тетивой, потом со шкивом и маховым колесом, работавший на конной тяге или от падающей воды (по принципу мельничного колеса).

К концу XIX века производство точеной посуды из клена, березы, осины и вяза стало массовым.

Деревянная посуда Руси

Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Археологические находки на территории Новгорода и на месте болгарских поселений в Поволжье говорят о том, что токарный станок был известен еще в XII в. В Киеве, в тайниках десятинной церкви, при раскопках была найдена точеная миска. В XVI-XVII вв. установка простейшего, так называемого лучкового, токарного станка была доступна каждому рядовому ремесленнику.

О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI - начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, таможенные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиев-ского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса. К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы (рис. 1). Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.

Из индивидуальной посуды самым распространенным был ставец - глубокий сосуд наподобие чаши с плоским поддоном и объемной крышкой. Некоторые из них имели фигурные рукояти. Ставцы были разной величины: ставы, ставцы и ставчики. Ставцы и ставчики применялись как обеденная посуда. Ставы большие служили хранилищем для посуды меньшего размера и хлебных изделий. Праздничный стол украшали братины, блюда, тарели, кубки, чарки, стопы. Братину - сосуд шарообразной формы среднего размера с небольшой шейкой сверху и немного отогнутым наружу венчиком всегда делали на поддоне. Братина служила для подачи на стол напитков. На блюдах и тарелях с широкими краями, плоскими бортиками и круглыми поддонами или рельефами подавали на стол пироги, мясо, рыбу, сладости. Диаметр блюд достигал 45 см. Самым распространенным в крестьянской среде типом посуды была чаша - сосуд полусферической формы с прямым венчиком, плоским низким поддоном или небольшим круглым рельефом. У этих чаш отношение высоты к диаметру часто равнялось 1:3. Для устойчивости диаметр поддона делали равным высоте чаши. Диаметр ходовых чаш - 14-19 см. Крупные чаши достигали в диаметре 30 см, а бурлацкие - даже 50 см. Непременной принадлежностью каждого стола была солонка. Точеные солонки представляют собой небольшие вместительные сосуды с низким устойчивым поддоном, с крышкой или без нее. Большой популярностью с XIX в. стала пользоваться хохломская посуда, которую изготовляли в большом количестве в Семеновском уезде Нижегородской губернии (Горьковская обл.). Ее можно было встретить не только в России, но и в странах Востока.

Популярности хохломской посуды способствовали промышленные выставки: в 1853 г. она впервые демонстрировалась на отечественной выставке, а в 1857 г. - на зарубежной. В конце прошлого века ее экспортировали во Францию, Германию, Англию, Северную Америку. На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличающиеся благородной простотой силуэта, строгостью пропорций, отсутствием вычурных, дробящих форму деталей. Современные мастера, используя лучшие традиции прошлого, продолжают выделку деревянной посуды, являющейся одновременно предметами быта и великолепным украшением жилища.

В Горьковской области существует два исторически сложившихся очага промысла - в селе Семине Ковернинского района и в городе Семенове. Семинские изделия - массивные чаши и ковши - выполнены в традициях крестьянской деревянной посуды. Семеновская посуда отличается большей утонченностью, для нее свойственны усовершенствованные формы, затейливые крышки и ручки. Поиски новых видов изделий привели к созданию неизвестных раньше наборов и комплектов посуды. Широкое признание получили столовые и рыбацкие наборы, наборы для кофе (рис. 2) и чая, наборы для салата, ягод и варенья, специй. В наборы, а также сервизы обычно входит несколько предметов - до шести чашек, стопок, стаканов, блюдец, большая братина или супница с крышкой, кофейник или квасник, сахарница, сливочник, солонка и перечник. Часто наборы дополняют большие тарели - подносы. В каждый набор обязательно входят ложки - столовые или чайные, для салата, уполовники. Утилитарная в своей основе хохломская посуда отличается пластической выразительностью форм, выгодно подчеркивающей художественные достоинства украшающей ее росписи.

Русские деревянные ложки

Наиболее древняя ложка, видимо, имевшая ритуальное назначение, найдена в Горбуновском торфянике на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей, птицы.

В Новгороде Великом существовало много разновидностей деревянных ложек (рис. 2). Особенно обращают на себя внимание ложки с небольшим, как бы приподнятым на гребешке плоским черенком. Новгородские мастера украшали их резьбой и росписью. Орнамент - плетенка, выполненный в технике контурной резьбы, поясками наносился на черенок и обрамлял лопасть. На Русском Севере в XVII в. были известны ложки репчатые вологодского дела, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки с присадкой морского зуба, т. е. инкрустированные костью, моржовым клыком.

У каждой народности нашей страны существуют свои собственные формы ложек, но наиболее известны ложки, сделанные в Волго-Вятском крае. Их свыше сорока разновидностей, только в Горьковской области делали и делают уполовники, ложку протирку, салатную, рыбацкую, тонкую, межеумок, полубасок, сибирку, детскую, горчичную, ложку для варенья и др. Черпачок у горьковских ложек чаще сферической формы, а округлая или ограненная ручка-черенок заканчивается коковкой - утолщением в виде срезанной пирамидки. Кировская ложка имеет яйцевидный черпачок и плоскую, чуть загнутую ручку. Изготовление ложек уже в прошлом было хорошо налаженным, разветвленным производством. В одних селениях делали заготовки, так называемые осколки или баклуши. В небольшом обрубке с чуть отесанными краями, расширяющимися в той части, какая должна стать черпачком, с трудом угадывалась ложка. В других селениях ложкари теслом начерно выдалбливали углубление, которое потом резцом-крючком выбирали начисто. Уверенным движением ножа срезали лишнее с ручки, придавая ей небольшой изгиб, и ложка была готова. Русские мастера настолько отработали приемы резьбы ложки, что на ее изготовление затрачивается 15 - 20 мин.

Русские деревянные ковши

На Руси издавна резали всевозможных форм, размеров и назначений деревянную посуду: ковши, скопкари, ендовы и другие. Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, Козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т. д.

Для московских ковшей, изготовлявшихся из капа с красивым рисунком текстуры, характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Благодаря плотности и прочности материала стенки подобных сосудов часто были толщиной с ореховую скорлупу. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе. Известны ковши XVIII в., достигающие в диаметре 60 см. Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная и очень близкая к форме московских ковшей, но они значительно глубже и больше по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера - прорезной петлей внизу. Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.

Тверские ковши заметно отличаются от московских и Козьмодемьянских. Своеобразие их заключается уже в том, что они выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой. Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик - в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой. Вологодские ковши-налевки предназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их, как правило, подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.

На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня. По бытовому назначению скопкари делятся на большие, средние и малые. Большие и средние - для подачи напитков на стол, малые - для индивидуального пользования, подобно малым чаркам. Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают водоплавающую птицу.

Наряду с ковшами и скопкарями украшением праздничного стола были и ендовы или «яндовы». Ендова - невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного. Рукоятка встречается очень редко. Первоначальная обработка описанных предметов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом. Образцы русской деревянной посуды демонстрируют высокое мастерство, выработанное не одним поколением народных мастеров.

Когда на территории России началось изготовление деревянной резной посуды, сказать трудно. Самая ранняя находка ковша датируется II тысячелетием до н. э. Археологические раскопки на территории Киевской Руси и Новгорода Великого указывают на то, что производство деревянной посуды было развито уже в X - XII вв. В XVI - XVII вв. посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII в., когда спрос на них возрос как в городе, так и в деревне. В XIX в. с развитием промышленности и появлением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды резко сокращается необходимость в посуде деревянной. Ее производство сохраняется в основном в промысловых районах Поволжья.

В настоящее время ковши-черпаки и настольные ковши являются одним из излюбленных видов художественных изделий из дерева. Архангельские мастера, сохраняя традиционную основу северорусского ковша, предпочитают не лакировать бархатистую, чуть тонированную в серебристые или светло-коричневые тона поверхность древесины. Мастера подмосковного хотьковского промысла создали собственный образ современного ковша, ковша-чаши, ковша-вазы, украшающего праздничный стол. Для них характерна мощная пластика форм, необычная, поблескивающая внутренним светом, приятного тона поверхность. Традиционным для промысла стал ковш-парус с высоко поднятым расправленным парусом-ручкой, на котором, как правило, вырезают куст знаменитого кудринского орнамента.

Культ дерева на Руси помимо доступности этого материала объясняется также легкостью его обработки и необыкновенной декоративностью, особенно в узорной резьбе. Резьба по дереву " class="alink" href="http://goodlinez.ru/plot_works/623" style="color: rgb(39, 99, 140); text-decoration: none;">Резьба по дереву – искусство древнее. В геометрической резьбе исследователи обнаруживают много общего с зарубками и метками, которые владелец оставлял когда-то на деревянной колоде своего улья, на деревьях, ограждавших его землю. Для отличия от других метки эти, состоящие из полосок, кружочков, треугольников, ромбиков, усложнялись, и возникал простейший орнамент.

Русская деревянная посуда Не здесь ли начало искусства? Зарубки со временем стали не нужны, а резной орнамент нашел себе применение в предметах крестьянского быта, в утвари и посуде.

Во время различных археологических раскопок были найдены многочисленные фрагменты старинной деревянной посуды. По своему назначению посуда разделялась на две категории: для напитков (ковши, братины, ендовы, чаши, стаканы) и для горячей пищи (блюда, миски, ставцы). Выдолбить или вырезать из целого куска дерева при помощи топора, ножа и тесла ковш, ендову или чашу было делом непростым и весьма трудоемким. И деревянная посуда всегда ценилась. Особенно из корневища или капа, наиболее водостойкая и прочная.

Самой распространенной деревянной посудой были ковши, которые отличались разнообразными формами и размерами, а также украшениями. На людных пирах хмельное подавали в ведерных ковшах, а «заздравные чаши» пили из особых шарообразных братин. Различную пищу (икра, блины, рыба) накладывали в круглые праздничные ковши, с невысокими бортиками. Обычно на ковшах выгравированы наставления и советы.

Делали деревянную посуду в старину повсеместно. Среди мастеров были разного рода специалисты: олифленники, ковшечники, ложечники, судописцы и токари. Точеные деревянные сосуды были известны еще в X-XII веках. Вначале был примитивный лучковый станок попеременного движения с намотанной на ось тетивой, потом со шкивом и маховым колесом, работавший на конной тяге или от падающей воды (по принципу мельничного колеса). К концу XIX века производство точеной посуды из клена, березы, осины и вяза стало массовым.

Изготовление посуды

Большим разнообразием отличалась деревянная посуда. В каждой местности существовали свои художественные традиции ее оформления. Формы были просты, лаконичны и в то же время монументальны. Каждый мастер ясно представлял, для каких целей он изготовляет братину, ендову, ковш, скобкарь, туес, чашу, чарку. От этого зависела их форма и величина. При изготовлении посуды мастер пользовался самым простым набором инструментов, топором, ножом, скобелем и циркулем.

Мотив резного конька встречается на таких предметах домашнего обихода, как ковши-черпаки, малые ковши и большие ковши, типа «скобкарь». Свое название они получили по технике изготовления, при которой применялся инструмент скобель. Ковши резали из могучих корневищ или капа. У ковша-скобкаря тулово напоминает обтекаемую форму русской ладьи, с одной стороны завершающуюся символическим очень обобщенным изображением одной, двух или даже трех конских голов, а с противоположной - мощной рукоятью. Мастер предельно упрощенно вырезал небольшую морду коня с остро поставленными ушами и крутой шеей, плавне переходящей в тулово скобкаря. Такая форма ковша утвердилась на Руси еще в глубокой древности. Борт ковша обычно украшал резной или расписной орнамент, здесь же находились именные подписи. В таких необычайно красивых ковшах во время больших пиров и других трапез подавали пиво, квас, мед.

Деревянная посудаДерево использовали для изготовления посуды с незапамятных времен. Собственно, до деревянной посуды, поначалу «корявой», грубо выдолбленной или кое-как сделанной из коры, вообще никакой посуды не было. Люди как-то обходились без нее. А потом надоело, и постепенно в обиход начали входить разные деревянные плошки. Известен, правда, период в «посудной истории Руси», когда на княжеских пирах блюда клали прямо на деревянный стол , в котором были предусмотрены специальные углубления. Таким образом, сам стол и являлся посудой. Со временем от этой порочной практики отказались. Постепенно люди стали придавать значение не только функции посуды, но и ее внешнему виду. В процессе различных археологических раскопок были найдены образцы деревянной утвари, относящиеся примерно к VIII веку. На ней сохранилась декоративная резьба и некоторые другие «украшательства».

Вообще, на Руси посуду делали из древесины лиственных пород. Способов изготовления было несколько. Деревянные изделия делились на долбленые или резаные, точеные, бондарные и собранные из клепок с помощью обручей. Главенствовала бондарная посуда. Во всяком случае, изделия мастеров-бондарей пользовались наибольшим спросом. Да и ассортимент бондарной посуды был широк и включал себя как мелкие предметы (чашки, стаканы и т.д.), так и утварь более крупную (лохани, ведра, кадки, бочки).

Топорно-щепные игрушки

В деревнях под древним городом Городцом находился старейший центр нижегородской топорно-щепной игрушки. Городецкая «топорщина», украшенная свободной кистевой росписью, отличается особой выразительностью. Ее истоки - в традициях мастерства, бытовавшего вблизи села Пурех (ныне Чкаловский район). Оттуда же происходит и лысковская игрушка.

Интереснейшие материалы об этих промыслах, о мастерах-игрушечниках и секретах местных ремесел собрал видный специалист-энтузиаст из Горького Д. В. Прокопьев. По его инициативе игрушка Горьковского края широко представлена в лучших музейных собраниях народного искусства Москвы, Ленинграда, Горького, Загорска. Его же стараниями в начале 1930-х годов были приобретены для музеев и лысковские игрушки мастера И. В. Ягненкова, а архивные рукописи Д. В. Прокопьева сохранили ценные сведения о них.

http://goodlinez.ru/plot_works/405

Плывёт утица

С незапамятных времен дерево на Руси было самым любимым материалом. Из него строили дома, делали орудия труда, изготовляли предметы домашнего обихода. И так веками. Из поколения в поколение передавались приемы обработки дерева, умение разбираться в свойствах разных его пород.

Деревянная посуда - один из самых интересных разделов народного творчества. Русские мастера достигли такого совершенства ее форм , что изготов­ленные ими вещи с полным правом можно назвать произведениями скульптуры . А удивительные узоры и краски, покрывающие многие изделия! Обычные ве­щи становились явлением подлинного искусства , в котором сказались и неисчерпаемая фантазия рус­ского народа, и его особое понимание красоты.

Дерево недолговечно, поэтому дошедшая до нас посуда немногочисленна. Большинство изделий - XIX века, а вещей XVII - уже единицы, и встретить их можно только в больших музеях. О древнерусской посуде судить приходится по археологическим раскопкам. Иногда они бывают очень удачны. На­пример, в Новгороде ученые раскопали деревянные миски, ложки, обломки ковшей X-XII веков!

Древняя посуда и более поздняя во многом схожи. Это и понятно: народное искусство традиционно, и многие мотивы - скажем, изображение коней , птиц , солнечных розеток - живут в нем с глубокой древ­ности. В то же время, перенимая ремесло у отцов, бережно сохраняя его основу, каждое новое поколе­ние мастеров вносило и свое собственное понимание старых форм.

Посуда наших предков необыкновенно разнообраз­на. Тут долбленые ковши и точеные миски, жбаны бондарной работы и резные ложки - трудно даже перечислить все виды. Посуда из дерева служила самым разным слоям населения деревни и города, потому спрос на нее постоянно увеличивался. Росло и число мастеров, занимавшихся подобным промыс­лом. В основном это были крестьяне. Они не порывали с главным своим трудом, а выделкой посуды занима­лись чаще всего в зимнее время. Готовую продукцию скупали и развозили по всей России купцы.

Деревянную посуду делали повсюду. Но были и крупные центры - в Московской, Калужской, Твер­ской губерниях; Троице-Сергиев монастырь. Много ее производилось на севере, особенно в Кирилло-Белозерской обители.

В каждом районе преобладали свои, местные, формы посуды и способы ее украшения: тут - кра­сочная роспись, там - искусная резьба. По этим признакам исследователи народного творчества определяют, где выполнена та или иная вещь.

Уже в XVI веке деревянную посуду вывозили для продажи за русские рубежи. Там она чрезвычайно дорого ценилась, особенно в восточных странах. О высоком качестве ее говорит и то, что деревянные сосуды наряду с золотыми и серебряными жерт­вовали в церкви и монастыри. Нередко их препод­носили в дар царям, а те, в свою очередь, жаловали изделия русских мастеров чужестранным послам и монархам.

Какие породы дерева применялись для посудного дела? В богатой лесами стране выбор у мастеров был большой. Брали березу, осину, хвойные породы. Из более мягкой липы резали ложки и ковши-налив­ки, которыми разливали напитки из больших ковшей. В документах порой упоминаются «ложки прямизны» и «ковши коренные» - что это? «Прямизной» назы вали древесину ствола, а «коренные» сосуды выпол­нялись из мощных корневищ. Крестьянин исполь­зовал все, что давала ему природа: в ход шли дре­весные развилины, луб, кора, даже гибкие корни, удобные для плетения. Особенно прочна и красива была посуда из капа - нароста на дереве, зато она и стоила больших денег.

Многие столетия верой и правдой служила русско­му человеку деревянная посуда. Лишь в прошлом веке начала ее вытеснять более дешевая фабрич­ная - фаянсовая, фарфоровая, стеклянная. Много ли времени прошло, а уже не встретишь на нашем столе ни ковшей, ни братин, ни ендов. Увидеть их можно только в музее: красивые, ладные, необычайно естественные, вещи эти рассказывают нам об удиви­тельном искусстве наших предков. За редким исклю чением, мы не знаем имен мастеров - даже самые талантливые не подписывали своих работ. Просто передавали умение детям, внукам - всем последую­щим поколениям. Потому и воспринимаем мы эти изделия как творения целого народа.

Древние традиции продолжают жить и в наши дни. Современные мастера Хохломы, Городца, Архан­гельской области бережно хранят и развивают их, создавая новые изделия, украшающие быт человека.

Ковш

Ковш- самый распространенный вид праздничной посуды для напитков. В больших сосудах, вмещавших до нескольких ведер, подавали на стол мед, пиво, квас. Но пили гости из малых ковшей, которые повторяли форму больших. Вместе они составля­ли цельный ансамбль - главное укра­шение стола.

Очень выразительны ковши в виде ладьи или плывущей птицы. Ковш с двумя рукоятями, напоминающими голову и хвост утки, сделан на Север­ной Двине. Название его - скобкарь - очень древнее и сохранилось только на Севере. Обратите внимание на нарядную роспись, которой северо­двинские мастера украшали самые разные предметы крестьянского быта.

Ковш с изображением конских го­лов выполнен в Тверской губернии (ныне Калининская область). Такие сосуды там называли «конюхами». Поверхность их украшали резьбой. В самом центре - геометрическая розетка - древний символ солнца. Да и сама форма ковшей уводит нас в глубокую старину: водоплавающая птица и конь некогда были символами воды и солнца: Во, всяком случае, образец ковша-скобкаря в виде плыву­щей птицы, найденный в свое время на Урале, ученые датируют II тыся­челетием до нашей эры.

Хлебница

Самое почетное место на столе искони занимали хлеб да соль. Неда­ром ими встречали самых дорогих гостей. «Без соли, без хлеба - худая беседа»,- говорили на Руси. Тем не менее: «Хлеб-соль ешь, а правду режь!»

Хлеб хранили в специальных коробейках-хлебницах, для изготовления которых обычно использовали луб - слой между корой и сердцевиной дерева. В такой посуде хлеб не черст­вел и не плесневел. Хлебница, которую вы видите на снимке, распи сана рукой талантливого крестьянско­го художника Якова Ярыгина, он жил в начале XIX века в Архангельской области. Это один из немногих народ­ных мастеров прошлого, имена кото­рых удалось установить.

Солоница-стульчик, солоница-уточка.

Соль стоила очень дорого. Потому и сосуды, где она хранилась, с особой заботливостью украшали росписью и резьбой. Известны две основные формы солоницы. Одна - стульчик с поднимающимся сиденьем-крышкой, в котором отразились очертания древ­него княжеского трона. Другая, со спинкой, что одновременно служила крышечкой, напоминала все ту же плывущую утицу.

Братина

Название, вероятно, происходит от «братчин» - праздничных засто­ лий, известных по документам с XII века. Обычно у такой посудины шарообразное тулово, перехваченное вверху горлышком-венцом с отогну­ тыми краями.

Перед вами одна из самых ста­ рых братин, дошедших до наших дней. Она изготовлена в XVIII веке на Русском Севере. Тулово украшено расписным чешуйчатым орнаментом. Над ним - полоса, которая поначалу воспринимается как узор. Но, вглядев­шись внимательнее, мы прочтем: «Господа, гостите, пьяны не напивай­тесь, вечера не дожидайтесь».

Надписи на деревянной посуде не часты. Порой они говорят о месте создания вещи, рассказывают о ее хозяине. Большую ценность представ­ляют даты, тоже иногда встречающие­ся. Если ж их нет, то по манере написа­ния букв ученые-палеографы помога­ют приблизительно датировать пред­меты. Надписи вроде той, что мы прочли, как бы доносят до нас живое дыхание наших предков, как и мы, ценивших веселую шутку.

Ендова, кубки

Другой старинный сосуд для на­ питков - ендова. Это круглая чаша, выдолбленная вручную или выточен­ная на станке. А вот носик-слив ма­ стер всегда вырезал вручную, украшая его иногда резьбой. Ендовы были самые разные - от совсем маленьких до ведерных.

Ендова на иллюстрации - едва ли не красивейшая в собрании Государ­ ственного Исторического музея, бога­ то украшенная росписью и резьбой. Сделана она в XVIII веке на Северной Двине. Там же столетием позже изготовлены и кубки. Наряду с малы­ ми ковшами, стаканами, чарками куб­ ки издавна использовались на Руси во время праздничных пиров.

Два ставца, две ложки

Ставец - наиболее распространен­ ная посуда для еды - вытачивался на токарном станке. Он состоял из двух глубоких чаш, одна из них служи­ ла крышкой, но можно было исполь­ зовать и каждую половину в отдель­ ности. Такая вещь особенно удобна в дороге. В документах упоминаются ставцы разной величины; «ставы», «ставцы» и «ставчики». Поговорка же «всякий старец имей свой ставец» указывает на то, что это индивидуаль­ ная посуда.


Наконец, ни праздничный, ни обыденный стол не мог обойтись без деревянной ложки. В старой России их делали до нескольких миллионов штук в год. Причем самые разные: из капа - да еще в серебряной оправе; художественной работы - с росписью или резьбой; с укорочен­ ным стеблем, чтобы в дороге убирать в ставец. Но большинство составляли самые обычные ложки простой и удоб ной формы. Ложкарных центров было немало, но к XIX веку самыми попу­ лярными стали семеновские ложки, которые изготовляли в Семеновском уезде Нижегородской губернии (те­ перь Горьковская область). Отсюда их развозили по всей России и даже в другие страны.

О . СТРУГОВА

научный сотрудник Государственного Исторического музея

Публикации раздела Традиции

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Мастер начинал работу с битья баклуш - готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок , они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой» .

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку , куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты - с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор . Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи .

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин - красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской - до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты - это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок . Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу ... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина … Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

Александр Котухин, миниатюрист

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким , который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией» . По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве» .

Древнерусская посуда отличалась многообразием, несмотря на то, что создавалась она чаще всего из дерева. Привлекательность ее для современных людей в том, что она красива, необычна, а изготовление посуды было настоящим творческим процессом, подлинным искусством, в котором проявлялась фантазия русских умельцев.
В Древней Руси люди еще не использовали слово «посуда» (появилось примерно в семнадцатом веке). Оно заменялось другим - «судно» (для пищи), «сосуд» - для питья.
Когда на территории России началось изготовление деревянной резной посуды, сказать трудно. Самая ранняя находка ковша датируется II тысячелетием до н. э. Археологические раскопки на территории Киевской Руси и Новгорода Великого указывают на то, что производство деревянной посуды было развито уже в X - XII вв. В XVI - XVII вв.
Посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII в., когда спрос на них возрос как в городе, так и в деревне. В XIX в. с развитием промышленности и появлением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды резко сокращается необходимость в посуде деревянной. Ее производство сохраняется в основном в промысловых районах Поволжья.
Деревянные изделия, выполненные 4-5 тысяч лет назад, обнаружили археологи на Горбуновском торфянике в Свердловской области (под Нижним Тагилом). Этот торфяник известен всему миру по уникальному Шигирскому идолу. В торфянике была найдена деревянная посуда периода энеолита и бронзового века.

Посуда, которой пользовались еще в бронзовом веке и в период энеолита, в дополнение ко всему еще и имеет элементы декора. Ее ручки изготовлены в виде голов водоплавающих птиц.

Старинная кукса, ковш(долбанка) ХІХ век.

Особенности древней посуды
Как уже говорилось, на Руси вся посуда вырезалась из дерева, причем и для еды, и для питья. Именно поэтому до нас дошло совсем немного образцов настоящего народного творчества. Древнерусская посуда отличается разнообразием - это и миски, и ковши, и жбаны, и резные ложки. Создавались эти атрибуты в разных центрах Русского княжества, и каждого мастера отличал свой неповторимый почерк. Роспись и резьба - это самые распространенные украшения древней посуды. Сегодня эти изделия можно встретить разве что в музеях да в частных коллекциях любителей старинных вещиц.

Деревенская утварь: Туеса и Ковши

Туеса и Ковши что в них удивительного? И как их изготовляли. Туес, иначе его называют Бурак. Этот небольшой сосуд из бересты, поражающий простотой и мудростью конструкции, изобретен очень давно. Но до сих пор его продолжают изготавливать умельцы русского Севера, Урала и Сибири. Крестьяне хорошо знают, что соль, хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают приятный аромат, так что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены какие-то пряности.

Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не стынет. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи. А внутренние слои бересты имеют самую разнообразную окраску — от золотисто-желтого до розовато-коричневого.

Неповторимую декоративность придают бересте узкие коричневатые черточки, так называемые чечевички. Это своеобразные окна, через которые ствол дышит летом. На зиму эти окошки плотно закрываются заполняясь особым веществом. Береста имеет высокую прочность и почти не поддается гниению. Известно, что северорусский избяной сруб вязался без единого гвоздя. Так же, без гвоздей, клея и прочего инородного крепежа, ладится берестяной туес.

Устройство туеса напоминает термос. Он имеет наружную и внутреннюю стенки, между которыми остается небольшая воздушная изоляционная прослойка. На внутренней стороне стенок белая меловая поверхность способствует отражению тепловых лучей.

Внутренняя стенка должна быть без единой трещины: ведь она удерживает жидкость. У наружной стенки задача иная — быть красивой и нарядной. Недаром ее называют рубашкой. Одни рубашки украшались яркой и сочной росписью.

Другие — кружевным прорезным орнаментом или тиснением, а иные выплетались из узких полос бересты. Для внутренней части туеса нужен сколотень — это береста, снятая со ствола целиком. Снять сколотень можно только со спиленной березы. Предупреждаем, что самовольно рубить деревья в лесу нельзя! Лучше всего снимать бересту весной и ранним летом, в это время она легко отслаивается от ствола.

Снятие сколотня и последовательность изготовления туеса:
1 — отслаивание бересты;
2 — сколотень и кряж;
3 — рубашка туеса;
4 — рубашка, надетая на сколотень;
5 — изготовление ивовых обручей;
6 — завертывание краев сиолотня и вставка донышка.

Следует упомянуть еще об одном виде туесов. Эти туеса предназначаются только для хранения сыпучих продуктов или для сбора ягод. Хранить и переносить в них жидкости нельзя. Изготовляют такие туеса из пластовой бересты, которая скрепляется чаще всего мочалом. Этим же материалом обвязывают верхний край туесов. Ручка и крышка изготовляются так же, как для туесков из сколотней.

ЛУБЯНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
КОРОБ

ЛУКОШКО-НАБИРУХА

МОЧЕСНИК
для хранения пряжи и веретен

ХЛЕБНИЦА

Какой использовался материал
Для создания посуды подходили не все виды древесины. Чаще всего использовались береза, осина, хвойные породы деревьев. Мягкая липа использовалась для создания ложек, ковшей-наливаек. Причем в документации встречается древнерусская посуда, названия которой привлекает внимание своей необычностью. Например, ложка прямизны, ковш коренной - такие названия ничего не говорят нам, современным людям, привыкшим к стеклу и фарфору для сервировки стола. На самом деле прямизна - это древесина ствола, а коренной сосуд - это сосуд, выполненный из мощного корневища. Крестьяне, как правило, использовали для создания посуды любое дерево - и развалины, и кору, и гибкие корни, которые удобно плести. А самой дорогой считалась посуда из капа - нароста на дереве.
Ковш
Эта древнерусская посуда дошла до нас в измененном виде, ведь современные модели создаются отнюдь не из дерева. Металлические ковши в современной России часто используются в деревнях при оборудовании бани. В Древней Руси ковш считался самым распространенным видом праздничной посуды для питья - в них подавали мед, квас, пиво. Ансамбль из больших и малых ковшей служил самым настоящим украшением стола.

Эта древнерусская посуда для вина всегда была нарядной и интересной, например, в форме ладьи, плывущей птицы. На Северной Двине создавали эту

Большую роль играла и яркая роспись, которыми украшались эти нехитрые

создавали сосуды в виде конской головы, декорированные резьбой и геометрической розеткой по центру, которая является древним символом солнца. А в 1558 году, во время правления Ивана Грозного, по его приказу был создан ковш, декорированный тремя крупными сапфирами. Сегодня это произведение искусства хранится в одном из музеев Германии, в Дрездене, в музее «Зеленые своды», куда он попал во время Великой Отечественной

Ковши разных регионов
На Руси издавна деревянную посуду резали всевозможных форм, размеров и назначений: ковши, скопкари, ендовы и другие. Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, Козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т.д.


Рис. 1. Русская праздничная посуда. XVII-XIX вв.: 1 - каповый ладьевидным московский ковш; 2 - большой Козьмодемьянским ковш; 3 - Козьмодемьянские ковши-черпаки; 4 - тверской ковш “конюх”; 5 - ковш ярославско-костромского типа; 6 - вологодский ковш-налевка; 7 - северодвинский скопкарь; 8 - тверская ендова; 9 - северодвинская ендова.

Московские мастера создавали ковши из капа, который позволял сохранить красивый рисунок текстуры. Характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Благодаря плотности и прочности материала стенки подобных сосудов часто были толщиной с ореховую скорлупу. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе. Известны ковши XVIII

Козьмодемьянские ковши создавались из липы и по форме напоминали московские, но были более глубокими и большими по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного

Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.

Тверские ковши заметно отличаются от московских и Козьмодемьянских. Своеобразие их заключается уже в том, что они выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой.

Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик - в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой.

Вологодские ковши-налевки предназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их, как правило, подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.

На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня. По бытовому назначению скопкари делятся на большие, средние и малые. Большие и средние - для подачи напитков на стол, малые - для индивидуального пользования, подобно малым чаркам.

Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают


Деревянный ковш-скопкарь (XIX век)

Скопкарь XVIII век.
Первоначальная обработка описанных предметов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом. Образцы русской деревянной посуды демонстрируют высокое мастерство, выработанное не одним поколением народных мастеров.
В настоящее время ковши-черпаки и настольные ковши являются одним из излюбленных видов художественных изделий из дерева. Архангельские мастера, сохраняя традиционную основу северорусского ковша, предпочитают не лакировать бархатистую, чуть тонированную в серебристые или светло-коричневые тона поверхность древесины. Мастера подмосковного хотьковского промысла создали собственный образ современного ковша, ковша-чаши, ковша-вазы, украшающего праздничный стол. Для них характерна мощная пластика форм, необычная, поблескивающая внутренним светом, приятного тона поверхность. Традиционным для промысла стал ковш-парус с высоко поднятым расправленным парусом-ручкой, на котором, как правило, вырезают куст знаменитого кудринского орнамента.

Хлебница и солоница
Эта древнерусская посуда также была обязательным атрибутом на любом столе, ведь хлеб и соль были важными составляющими рациона. Использовалась хлебница для хранения мучных изделий, а мастерили ее из луба - слоя ствола дерева, который располагается между корой и сердцевиной. Такая посуда надежно защищает хлеб от плесени и влажности.

Соль на Руси была дорогим удовольствием, поэтому к созданию посуды для ее хранения подходили очень тщательно. Солоница изготавливалась в двух основных формах - в виде стульчика, у которого поднимается сиденье-крышка, либо в виде плывущей птицы.

Дальние родственники" современных фужеров и рюмок... из чего пили на Руси?

Братина, плошки и веко
Напитки в истории русского народа всегда имели немалое значение. Как сообщается в летописных источниках, многие мирские дела на Руси непременно начинались с честного пира. Нашим предкам было известно огромное количество различных напитков, яичных и медовых, которые они вынесли со своей арийской родины. В течение всей истории на Руси была выработана целая культура пития.
Братина - это сосуд для питья, обычно металлический, в виде горшочка, происходит от слова "братчина", которая обозначала праздничное застолье. Как правило, она выполнялась в виде шара, который сверху перехватывался горлышком-венцом с отогнутыми краями. В древней Руси они использовались главным образом как заздравные чаши, из которых пили мёд, пиво и квас на общинных пирах. Кроме того, что братины были необходимой принадлежностью пиршественного стола, они также могли употреблялись как поминальные чаши. Возможно, что происхождение самого слова "братина" относится к тем временам, когда на торжественное застолье сходились кровные родственники-братья. Братина является важнейшим атрибутом, характеризующим русского человека.

Древнерусский орнамент на посуде этого вида был самым разным. Например, до наших дней сохранилась изготовленная еще в XVIII веке братина, украшенная росписью в виде чешуек с надписью. Кстати, надписи тоже играли большую роль при оформлении древней посуды. Они могли рассказать о многом: о месте и дате создания атрибута, о ее хозяине и так далее.
Были в обиходе в старину и плошки, представляющие собой широкую посуду с невысокими краями. В них подавались жареные и печеные блюда, а в

Веко представляло собой блюдо продолговатой формы, которое сверху покрывалось крышкой и дополнительно оснащалось ручками. Оно использовалась в разных целях: для выпекания пирогов, хранения кваса, готовки мясных блюд. Впоследствии это блюдо превратилось в известную нам сковородку.

Ендова
Ендова - древнерусская посуда, названия которой были разными: и чаша, и яндова, и братина.
Ендова - невысокая чаша с носком для слива. Эта посуда представляет собой круглый сосуд из меди или луба, который использовался для питья пива, меда, браги. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного.

Некоторые ендовы имели короткую рукоять, с помощью которой можно было удерживать сосуд с напитком. Но рукоятка встречается очень редко.

Тверские мастера создавали лучшие ендовы из капа (нароста на дереве). Посуда выполнялась также в виде чаши на специальном поддоне (овальном или квадратном) и дополнялась носиком-сливом. Обрабатывались сосуды топором, затем выравнивались скобелем.
Стилизовались такие сосуды в виде фигур утки, гуся, петуха, ладьи и в каждом регионе имели свои рисунки. До сих пор такая утварь сохранилась у карел - они создают ендовы из древесины липы, дуба, клена или березы.

Чаши
Чаши - это деревянная, глиняная, реже металлическая посуда, которая служила как для питья, так и для приёма пищи. Деревянные чаши представляли собой сосуд полусферической формы с прямыми краями, на небольшом поддоне, всегда без крышки. Чаша являлась незаменимой в древних обрядах, особенно в обрядах, связанных с рождением ребёнка, свадьбы или погребальных проводов. В конце праздничного обеда принято было выпивать до дна чашу за здоровье хозяина и хозяйки: не сделавший этого мог посчитаться врагом.

Ставцы и ложки

Для еды использовался ставец, который создавался вытачиванием на специальном станке. Эта посуда представляла собой две глубокие чаши - одна служила крышкой, но ее можно было использовать и как тарелку. В ставцах на Руси подавались и фрукты с овощами. Но имелась и посуда под конкретный вид плодов - лимонник, овощник, огуречник. Ставцы были посудой у манахов. Отсюда пошла поговорка: «Всяк старец имей свой ставец!»

Ну и какой праздничный стол может обойтись без ложек? Наверное, этот элемент утвари имеется у многих - красивая и толстая деревянная ложка, богато украшенная росписью. Более подробно вы узнаете в рубрике про историю деревянной ложки.


Трудно сказать, с каких времен началось на Руси изготовление точеной деревянной посуды. Археологические находки на территории Новгорода и на месте болгарских поселений в Поволжье говорят о том, что токарный станок был известен еще в XII в. В Киеве, в тайниках десятинной церкви, при раскопках была найдена точеная миска. В XVI-XVII вв. установка простейшего, так называемого лучкового, токарного станка была доступна каждому рядовому ремесленнику.

О местах производства и рынках сбыта деревянной точеной посуды в XVI - начале XVII в. дают большой материал приходно-расходные книги, таможенные книги, акты и описи имущества монастырей. Из них видно, что выработкой деревянной токарной посуды занимались оброчные крестьяне Волоколамского, Троице-Сергиев-ского, Кирило-Белозерского монастырей, ремесленники Калужской и Тверской губерний, посадские люди Нижнего Новгорода и Арзамаса. К концу XVIII в. производство деревянной токарной посуды стало массовым. Русские ремесленники создали поистине совершенные формы: ставцы, ставчики, братины, блюда, чаши, кубки, чарки, стаканы (рис. 1). Мастерство, передаваемое по наследству, совершенствовалось творчеством каждого поколения.

Рис. 1. Распространенные формы русской токарной посуды. XV-XVIII вв.: 1 - братина; 2 - чаша; 3, 4 - блюда; 5, 6 - кубки; 7 - стакан; 8 - чарка; 9 - ставчик; 10 - ставец.

Из индивидуальной посуды самым распространенным был ставец - глубокий сосуд наподобие чаши с плоским поддоном и объемной крышкой. Некоторые из них имели фигурные рукояти. Ставцы были разной величины: ставы, ставцы и ставчики. Ставцы и ставчики применялись как обеденная посуда. Ставы большие служили хранилищем для посуды меньшего размера и хлебных изделий. Праздничный стол украшали братины, блюда, тарели, кубки, чарки, стопы. Братину - сосуд шарообразной формы среднего размера с небольшой шейкой сверху и немного отогнутым наружу венчиком всегда делали на поддоне. Братина служила для подачи на стол напитков. На блюдах и тарелях с широкими краями, плоскими бортиками и круглыми поддонами или рельефами подавали на стол пироги, мясо, рыбу, сладости. Диаметр блюд достигал 45 см. Самым распространенным в крестьянской среде типом посуды была чаша - сосуд полусферической формы с прямым венчиком, плоским низким поддоном или небольшим круглым рельефом. У этих чаш отношение высоты к диаметру часто равнялось 1:3. Для устойчивости диаметр поддона делали равным высоте чаши. Диаметр ходовых чаш - 14-19 см. Крупные чаши достигали в диаметре 30 см, а бурлацкие - даже 50 см. Непременной принадлежностью каждого стола была солонка. Точеные солонки представляют собой небольшие вместительные сосуды с низким устойчивым поддоном, с крышкой или без нее. Большой популярностью с XIX в. стала пользоваться хохломская посуда, которую изготовляли в большом количестве в Семеновском уезде Нижегородской губернии (Горьковская обл.). Ее можно было встретить не только в России, но и в странах Востока.

Популярности хохломской посуды способствовали промышленные выставки: в 1853 г. она впервые демонстрировалась на отечественной выставке, а в 1857 г. - на зарубежной. В конце прошлого века ее экспортировали во Францию, Германию, Англию, Северную Америку. На протяжении столетий в этом промысле складывались и совершенствовались определенные типы деревянной посуды, отличающиеся благородной простотой силуэта, строгостью пропорций, отсутствием вычурных, дробящих форму деталей. Современные мастера, используя лучшие традиции прошлого, продолжают выделку деревянной посуды, являющейся одновременно предметами быта и великолепным украшением жилища.

В Горьковской области существует два исторически сложившихся очага промысла - в селе Семине Ковернинского района и в городе Семенове. Семинские изделия - массивные чаши и ковши - выполнены в традициях крестьянской деревянной посуды. Семеновская посуда отличается большей утонченностью, для нее свойственны усовершенствованные формы, затейливые крышки и ручки. Поиски новых видов изделий привели к созданию неизвестных раньше наборов и комплектов посуды. Широкое признание получили столовые и рыбацкие наборы, наборы для кофе (рис. 2) и чая, наборы для салата, ягод и варенья, специй. В наборы, а также сервизы обычно входит несколько предметов - до шести чашек, стопок, стаканов, блюдец, большая братина или супница с крышкой, кофейник или квасник, сахарница, сливочник, солонка и перечник. Часто наборы дополняют большие тарели - подносы. В каждый набор обязательно входят ложки - столовые или чайные, для салата, уполовники. Утилитарная в своей основе хохломская посуда отличается пластической выразительностью форм, выгодно подчеркивающей художественные достоинства украшающей ее росписи.

Рис. 2. Набор для кофе. Липа, масло, точение, резьба, роспись “Кудрина”. Н. И. Иванова, Н. П. Сальникова, 1970-е гг., г. Семенов, объединение “Хохломская роспись”.

Наиболее древняя ложка (рис. 1), видимо, имевшая ритуальное назначение, найдена в Горбуновском торфянике на Урале. У нее вытянутый, яйцевидной формы черпачек и изогнутая ручка, заканчивающаяся птичьей головкой, что придает ей образ плывущей, птицы.

Рис. 1. Ложка. Дерево, резьба. II тысячелетие до н. э., г. Нижний Тагил, Горбуновский торфяник. Исторический музей.

В Новгороде Великом существовало много разновидностей деревянных ложек (рис. 2). Особенно обращают на себя внимание ложки с небольшим, как бы приподнятым на гребешке плоским черенком. Новгородские мастера украшали их резьбой и росписью. Орнамент - плетенка, выполненный в технике контурной резьбы, поясками наносился на черенок и обрамлял лопасть. На Русском Севере в XVII в. были известны ложки репчатые вологодского дела, сделанные в Вологодском крае, а также ложки шадровые с костьми, коренные с костками или ложки с присадкой морского зуба, т. е. инкрустированные костью, моржовым клыком.

Рис. 2. Ложки. Клен, резьба. Новгород Великий: 1, 2 - простые ложки. XIII вв.; 3, 4, 5 - дорожные ложки, X, XI, XVI вв.

У каждой народности нашей страны существуют свои собственные формы ложек, но наиболее известны ложки, сделанные в Волго-Вятском крае (рис. 3). Их свыше сорока разновидностей, только в Горьковской области делали и делают уполовники, ложку протирку, салатную, рыбацкую, тонкую, межеумок, полубасок, сибирку, детскую, горчичную, ложку для варенья и др. Черпачок у горьковских ложек чаще сферической формы, а округлая или ограненная ручка-черенок заканчивается коковкой - утолщением в виде срезанной пирамидки. Кировская ложка имеет яйцевидный черпачок и плоскую, чуть загнутую ручку. Изготовление ложек уже в прошлом было хорошо налаженным, разветвленным производством. В одних селениях делали заготовки, так называемые осколки или баклуши. В небольшом обрубке с чуть отесанными краями, расширяющимися в той части, какая должна стать черпачком, с трудом угадывалась ложка. В других селениях ложкари теслом начерно выдалбливали углубление, которое потом резцом-крючком выбирали начисто. Уверенным движением ножа срезали лишнее с ручки, придавая ей небольшой изгиб, и ложка была готова. Русские мастера настолько отработали приемы резьбы ложки, что на ее изготовление затрачивается 15 - 20 мин.

Рис. 3. Русские ложки XIX-XX вв. ГИМ.

На Руси издавна резали всевозможных форм, размеров и назначений деревянную посуду: ковши, скопкари, ендовы и другие. Сегодня известно несколько типов традиционных русских ковшей: московские, Козьмодемьянские, тверские, ярославско-костромские, вологодские, северодвинские и т. д. (рис. 1).

Рис. 1. Русская праздничная посуда. XVII-XIX вв.: 1 - каповый ладьевидным московский ковш; 2 - большой Козьмодемьянским ковш; 3 - Козьмодемьянские ковши-черпаки; 4 - тверской ковш “конюх”; 5 - ковш ярославско-костромского типа; 6 - вологодский ковш-налевка; 7 - северодвинский скопкарь; 8 - тверская ендова; 9 - северодвинская ендова.

Для московских ковшей, изготовлявшихся из капа с красивым рисунком текстуры, характерны чаши четкой, даже изысканной ладьевидной формы с плоским дном, заостренным носиком и короткой горизонтальной рукоятью. Благодаря плотности и прочности материала стенки подобных сосудов часто были толщиной с ореховую скорлупу. Каповую посуду нередко делали в серебряной оправе. Известны ковши XVIII в., достигающие в диаметре 60 см. Козьмодемьянские ковши долбили из липы. Форма их ладьевидная и очень близкая к форме московских ковшей, но они значительно глубже и больше по объему. Некоторые из них достигали вместимости двух-трех, а иногда и четырех ведер. Рукоять плоская горизонтальная с конструктивным дополнением сугубо местного характера - прорезной петлей внизу. Для Козьмодемьянска характерны и малые ковши-черпаки, которые служили для зачерпывания напитков из больших ведерных ковшей. Они преимущественно ладьевидной формы, с округлым, чуть уплощенным дном. Почти вертикально поставленная, идущая от донышка многоярусная в виде архитектурного сооружения рукоять украшена сквозной резьбой, завершающейся изображением коня, реже птицы.

Тверские ковши заметно отличаются от московских и Козьмодемьянских. Своеобразие их заключается уже в том, что они выдолблены из корня дерева. Сохраняя в основном форму ладьи, они больше вытянуты в ширину, чем в длину, из-за чего кажутся сплющенными. Носовая часть ковша, как обычно у ладьевидных сосудов, поднята кверху и заканчивается двумя-тремя конскими головками, за что тверские ковши и получили название «конюхи». Рукоять ковша прямая граненая, верхняя грань, как правило, украшена орнаментальной резьбой. Ковши ярославско-костромской группы имеют глубокую округлую, иногда сплюснутую ладьевидную чашу, края которой немного загнуты внутрь. В более ранних ковшах чаша поднята на невысокий поддон. Рукояти их вырезаны в виде фигурной петли, носик - в виде петушиной головки с острым клювом и бородкой. Вологодские ковши-налевки предназначены для зачерпывания напитков из больших ковшей-скопкарей. Для них характерна ладьевидная форма и круглое сферическое дно, их, как правило, подвешивали на большой ковш. Рукояти в форме крючка украшали прорезным орнаментом в виде уточек.

На Русском Севере из корня дерева вырезали ковши-скопкари. Скопкарь представляет собой ладьевидный сосуд, подобный ковшу, но имеющий две рукояти, одна из которых обязательно в виде головки птицы или коня. По бытовому назначению скопкари делятся на большие, средние и малые. Большие и средние - для подачи напитков на стол, малые - для индивидуального пользования, подобно малым чаркам. Северодвинские скопкари также резали из корня. Они имеют четкую ладьевидную форму, рукояти, обработанные в виде головки и хвоста водоплавающей птицы, да и всем своим видом они напоминают водоплавающую птицу.

Наряду с ковшами и скопкарями украшением праздничного стола были и ендовы или «яндовы». Ендова - невысокая чаша с носком для слива. Большие ендовы вмещали до ведра жидкости. Известны тверские и северодвинские их варианты. Лучшие тверские ендовы вырезаны из капа. Они представляют собой чашу на поддоне овальной или кубической формы с носком-сливом в виде желоба и рукояткой. Ендова северодвинского типа имеет форму круглой чаши на низком поддоне, со слегка отогнутыми краями, с полуоткрытым носком в виде желобка, иногда фигурно вырезанного. Рукоятка встречается очень редко. Первоначальная обработка описанных предметов производилась топором, глубину сосуда выдалбливали (выбирали) теслом, затем выравнивали скобелем. Окончательную внешнюю обработку производили резцом и ножом. Образцы русской деревянной посуды демонстрируют высокое мастерство, выработанное не одним поколением народных мастеров.

Рис. 2. Ковш. Липа, кудринская резьба. 1970-е гг., Хотьково, фабрика резных художественных изделий.

Когда на территории России началось изготовление деревянной резной посуды, сказать трудно. Самая ранняя находка ковша датируется II тысячелетием до н. э. Археологические раскопки на территории Киевской Руси и Новгорода Великого указывают на то, что производство деревянной посуды было развито уже в X - XII вв. В XVI - XVII вв. посуду из дерева делали крепостные помещичьи и монастырские крестьяне или стрельцы. Широкое развитие производство деревянной посуды и ложек получило в XVII в., когда спрос на них возрос как в городе, так и в деревне. В XIX в. с развитием промышленности и появлением металлической, фарфоровой, фаянсовой и стеклянной посуды резко сокращается необходимость в посуде деревянной. Ее производство сохраняется в основном в промысловых районах Поволжья.

В настоящее время ковши-черпаки и настольные ковши являются одним из излюбленных видов художественных изделий из дерева. Архангельские мастера, сохраняя традиционную основу северорусского ковша, предпочитают не лакировать бархатистую, чуть тонированную в серебристые или светло-коричневые тона поверхность древесины. Мастера подмосковного хотьковского промысла создали собственный образ современного ковша, ковша-чаши, ковша-вазы, украшающего праздничный стол (рис. 2). Для них характерна мощная пластика форм, необычная, поблескивающая внутренним светом, приятного тона поверхность. Традиционным для промысла стал ковш-парус с высоко поднятым расправленным парусом-ручкой, на котором, как правило, вырезают куст знаменитого кудринского орнамента.

error: