Вокруг оконных и дверных проемов. Каковы стандартные размеры оконных проемов по госту; как устанавливается и от чего зависит высота и ширина дверного проема

Выполняя чисто практические функции, окна и двери являются вместе с тем существенным элементом архитектурной композиции, в значительной мере определяя ее характер. Оконные и дверные проемы органически входят в общее архитектурное решение, активно участвуя в формировании пропорций, масштабности, ритмического строя и архитектурного образа сооружения.

Перекрытия проемов бывают прямолинейными или криволинейными в зависимости от способа перекрытия - балкой или аркой. По очертанию кривой различают арки полуциркульные, лучковые, трехцентровые *** (рис, 82).

В каменной или кирпичной стене оконный проем, обычно расширяется откосами внутрь, образуя амбразуру окна. Часть стены между низом окна;и полом называется подоконной стенкой. Со стороны помещения она покрыта подоконной доской, образуя внутренний подоконник; обычно он выполняется из дерева, реже из камня. Снаружи между переплетом овна и краем стены подоконная стенка также покрывается наклонной каменной плитой или скрывается стальным листом. Это наружный подоконник, или подоконная доска, если плита выступает из плоскости стены в виде полочки. Часть стены между двумя окнами называется простенком****.

Размеры окон определяются в первую очередь функциональными требованиями - освещать внутренние помещения. Во-вторых, они зависят от технических возможностей, высоты помещений, которая ограничивает высоту окна, конструкции перекрытия оконного проема, влияющей на его ширину, и наконец, размеры и форма оконных проемов принимаются в соответствии с композиционными соображениями, представле-ниями о хороших пропорциях, господствующими в период преобладания того или иного стиля.


* Это название предложено проф. Н. Султановым.

** Тимпаном называются и поверхность, ограниченная архивольтом арки, если верхняя часть ее заглушена, а также криволинейные треугольники по обеим сторонам архивольта, если арка вписывается в прямоугольную форму (рис. 81, 85).



*** Здесь не упомянуты такие виды арок, как стрельчатые, трехлопастные, килевидные и др., характерные для разных архитектурных стилей.

**** Часть стены между окном и углом здания называют угловым простенком.


В классической архитектуре таким представлениям удовлетворяли проемы с отношением ширины к высоте, равным 1: 2, предельным считалось отношение 1: 1,5, т. е. полтора квадрата. Естественно, что архитектурные требования неизменно должны сочетаться с практическими: при классической форме и пропорциях окон и обусловленности их размеров освещенность помещений регулировалась размещением большего или меньшего числа окон.

Функции окна не ограничиваются освещением и инсоляцией помещения, оно служит также смотровым, а отчасти и вентиляционным проемом. Окно осуществляет визуальную связь интерьера с внешней средой. В современной архитектуре последняя функция приобрела большое значение. Характерное для современной архитектуры стремление уничтожить резкую грань между внутренним и наружным пространством, и добиться более равномерного освещения интерьера привело к превращению целых плоскостей стен в сплошное окно, зачастую к полному уничтожению наружной стены и замене ее остекленной поверхностью, чему способствуют и возможности современных конструкций.

Начиная с XVII в. в больших залах крупных зданий, занимающих по высоте два этажа, было распространено освещение в два света, т. е. двумя рядами окон, расположенных друг над другом в соответствии с поэтажным размещением на фасаде. Такие двусветные залы имеются во многих исторических зданиях Москвы и Ленинграда - залы в Зимнем дворце в Ленинграде, Колонный зал Дома Союзов в Москве и многие другие.

Конструктивные приемы современного строительства дают большую свободу в отношении расположения и выбора размера оконных проемов, допуская самые разнообразные решения. Применение для перекрытия оконных проемов железобетонных перемычек с сильным армированием позволило значительно увеличить ширину окон и придать им «лежачую» форму, при которой ширина окна значительно больше его высоты. Появление такого окна сделало возможным более равномерное освещение помещения, а также улучшило визуальную связь интерьера с внешним пространством, так как одно широкое окно может заменить два и более вертикальных. Вид из такого окна раскрывается панорамно, не прерывается простенками.

Современные конструкции позволяют устанавливать легкие стены на выносных консолях. Благодаря использованию таких ненесущих стен можно полностью ликвидировать простенки и применять сплошные ленточные окна большой протяженностью или опоясывающие все здание, как это практикуется во многих сооружениях современной архитектуры (см. рис. 73). Эти конструкции позволяют также располагать окна не по вертикальным осям - окно над окном, а произвольно, например в шахматном порядке.

В зависимости от характера архитектуры и требований композиции оконные проемы имеют разную пластическую обработку, связанную с конструктивным решением или имеющую чисто декоративное значение. В простейшем виде окно представляет собой просвет в гладкой стене, лишенный какого-либо обрамления. Сочетание таких отверстий друг с другом и со стеной может создать ощущение гармонии благодаря совершенству пропорций и удачно найденному ритму. Форма, лишенная декоративного убора, который мог бы скрыть ее недостатки, требует особо точно найденных пропорциональных отношений. Подобные решения можно встретить в произведениях строгой классики, таких как сооружения архитекторов Палладио, Кваренги, Стасова.

Некоторые приемы обработки окон возникли в результате конструктивной необходимости. Следуя общей закономерности развития многих архитектурных форм, эти приемы постепенно утрачивают первоначальный смысл, превращаясь в способ декоративной обработки, повторяющей традиционную форму.

Наиболее распространенным приемом обработки окон в классической архитектуре является обрамление оконного проема снаружи профилированной рамкой, называемой наличником*. Происхождение этой формы связано с конструктивными приемами образования проемов. Наличник появился в результате пластической обработки балки-перемычки и поддерживающих ее каменных косяков, которые устанавливались для предотвращения непосредственного опирания перемычки на кладку стены.


* Нужно отметить, что наличник как форма, вытекающая из конструкции проема, существует не только в классической архитектуре. Оформление проемов наличниками было распространено в архитектуре различных эпох и стилей.

Этот конструктивный прием был известен с древнейших времен.

Обрамление из каменных брусков, обработанных профилями, и образует наличник. В случае, когда концы перемычки выступали за пределы косяков, внутренние профили следовали очертанию пролета, а наружные - внешнему контуру перемычки и косяков. Таким образом создалась форма наличника с ушками.

В классической архитектуре профиль наличников приобрел довольно устойчивую форму, близкую к форме архивольтов арок, с небольшим общим выносом. Внутренняя часть наличника, обращенная к проему, состояла из одной или нескольких гладких полочек, незначительно выступающих одна над другой - фасций*, наружные края обычно заканчивались профилем киматия или выкружки с полочкой.

Часто над проемами размещался карнизик для защиты от дождевой воды, стекающей по стене. Простейший вид такого устройства - выносная полочка над перемычкой. Этот карнизик называется сандриком. Он выполнялся также в виде небольшого фронтончика. Обычный - профиль сандрика соответствует простейшему классическому карнизу и сохраняет его основные элементы - выносную плиту, поддерживающую часть в виде одного профиля, и венчающий карниз. Сандрики помещались над проемами и применялись с наличниками и без них. При проеме с наличником сандрики располагались непосредственно на нем или на некотором расстоянии от него, образуя фризок. Сандрики часто поддерживались кронштейнами, которым иногда соответствовали вертикальные полочки, шедшие по краям наличника, - так называемые контрналичники (рис. 83).

Декоративный характер носят обрамления проемов с применением ордера в виде пилястр или трехчетвертных колонн, поставленных по краям проема и перекрытых антаблементом с фронтоном или без него. Этот прием был особенно распространен в архитектуре итальянского Возрождения, но применялся уже в античную эпоху (см. рис. 19).

Проемы с криволинейными перекрытиями в классической архитектуре обрабатывались, как арки: архивольтами с импостами или путем выявления клинчатой структуры арки с расшивкой швов, выделением замкового камня. Швы арки обычно увязывались со швами стены (см. рис. 82).

Арочный пролет также обрамлялся наличником с сандряком, ордерными колоннами или пилястрами с антаблементом. Своеобразным видом подобного обрамления арочного проема является «окно Браманте», названное так по имени известного итальянского архитектора, применившего его в здании палаццо Канчеллерия в Риме. Этот прием возник из способа облицовки стены. Вокруг арочного оконного проема оставлялась прямоугольная впадина в облицовке, в которую после затухания осадки вставлялась каменная рама, обрамляющая его (рис. 84).

Более декоративный характер носит другой вид обрамления проема - «окно Сансовино», представляющее собой арочный пролет, обработанный архивольтом и импостами, опирающимися на маленькие колонны, приставленные к притолокам проема (рис. 85).

Необходимость увеличить световой пролет, не изменяя его высоты и сохраняя нормы классических пропорций, привела к созданию сложных окон, являющихся сочетанием нескольких


* В штукатурном деле они называются платиками.


проемов. Таковы двойные и тройные окна, представляющие собой широкий проем, разделенный стойками, подпирающими перемычку (рис. 86). Особо нужно выделить тип тройного окна, получивший название «окно Палладио» - по имени итальянского архитектора XVI в. Андреа Палладио. Это - широкий проем, разделенный колонками на три части: средняя перекрыта полуциркульной аркой, опирающейся на импосты, которые служат перемычками боковых проемов и в то же время являются антаблементами колонн, разделяющих просвет окна (рис. 32, 87).

В некоторых случаях в зависимости от характера композиционного решения и практических требований применялись круглые, овальные, эллиптические, квадратные лежачие, полукруглые, многогранные оконные проемы. Все эти виды окон использовали обычно как вспомогательные – для освещения антресолей, промежуточных служебных, цокольных и аттиковых этажей, как «второй свет» в двухсветных залах.

Обработку дверных проемов в классической архитектуре производили теми же приемами, что и оформление оконных. Различие заключалось в том, что наличник или другой вид обрамления не доходит до низа проема, а заканчивается тумбой, т.е. каменной вставкой, в которую он упирается. Большой дверной прем позволяет применять более сложную пластическую обработку. Значительные по размерам двери с развитой пластической декоративной обработкой называются порталами. Примером величественных и богато обработанных порталов могут служить двери Исаакиевского и Казанского соборов в Ленинграде.

ПЕРЕКРЫТИЯ

Перекрытия принадлежат к основным конструктивным частям здания. Будучи одним из элементов, ограждающих внутреннее пространство, перекрытия в зависимости от их характера могут оказывать существенное влияние на архитектурное решение интерьера. В соответствии с

конструкцией перекрытия можно подразделить на две основные группы - на плоские (иначе балочные, или архитравные) и сводчатые. Далее будут рассмотрены основные виды архитектурных форм перекрытий и некоторые приемы их обработки, связанные с их тектонической основой.

В случае, иногда нижняя поверхность перекрытия образует гладкую горизонтальную* плоскость потолка, его обработка не связана с конструктивной структурой и может быть выполнена любыми декоративными средствами - лепкой, орнаментальной росписью, живописными плафонами **, обшивкой деревом и пр., включая имитацию конструктивной структуры. В простейшем случае потолок представляют собой гладкую плоскость без всякой обработки, что характерно для подавляющего большинства зданий массового строительства. Когда конструкция перекрытия обнажена, архитектурная форма потолка неизбежно связана с его конструктивной структурой. Наиболее распространенным видом перекрытия является плоское, имеющее в большинстве случаев в основе балочную конструкцию. Среди памятников античного греческого зодчества сохранились немногочисленные образцы архитектурного решения


* В современной архитектуре встречаются не только горизонтальные плоские перекрытия. В некоторых зданиях, где эти перекрытия не являются междуэтажными не служат полом вышележащего этажа, они делаются иногда наклонными. В некоторых случаях такие наклонные перекрытия соответствуют наклонному полу вышележащего помещения, как в фойе концертного зала в г. Турку.

** Плафон (фр. Рlafond - потолок). Так называют потолки с декоративной отделкой. Часто применялась роспись потолка или на нем укреплялись живописные полотна, специально выполненные по правилам плафонной живописи, которые также называются плафонами.

балочных перекрытий, в которых пространство между колоннадой и целлой перекрывалось каменными балками. По этим балкам укладывались каменные плиты - стротеры. Для облегчения последних в них выбирались квадратные углубления - кессоны, или кассетоны. Сама балка часто обрабатывалась наподобие архитрава фасциями и легким профилем наверху. Таким образом, конструкция перекрытия одновременно являлась гармоничной архитектурной формой (см.рис.48).

Однако каменной балкой можно перекрыть очень небольшой пролет, поэтому устройство плоских перекрытий относительно большого пролета до появления металлических и железобетонных конструкций осуществлялось с помощью деревянных балок или путем подвески деревянных потолков к стропилам.

Открытые деревянные балки в виде прямоугольных в сечении брусьев обычно обрабатывались декоративной росписью и резьбой. Концы балок часто опирались на выступающие из стен консоли. Панели потолка между балками также декоративно обрабатывались.

Применение системы вспомогательных балочек, пересекающих главные в перпендикулярном направлении, естественным образом создавало систему прямоугольных кессонов, которые заполняли всю плоскость потолка (рис. 88). Вследствие того, что конструктивные балки ограничивали композиционные возможности декоративного решения плафона, их стали заменять подвесными потолками, на поверхности которых размещали декоративные балки и кессоны легкой коробчатой конструкции, имитировавшие форму конструктивных балок, причем положение их на плоскости потолка подчинялось исключительно декоративным задачам и не обусловливалось конструкцией. Такие декоративные кессоны самой разнообразной формы отделывались легкими профилями, лепкой или резьбой, позолотой и орнаментальными росписями. Итальянская архитектура эпохи Возрождения содержит множество примеров подобного рода решений, отличающихся исключительной декоративной насыщенностью и богатством.

В современной архитектуре тектоническая форма плоских перекрытий выявилась в ребристых конструкциях железобетонных перекрытий, в которых плита укреплена выступающими балками. Эта конструкция, в чистом виде имеющая несколько утилитарный характер, в некоторых случаях находит более выразительное решение. Примером такого решения в современных зданиях, архитектура которых в известной степени основывается на классических традициях, являются интерьеры Новой ратуши в Стокгольме (Золотой зал, галерея), Галерея посланников в здании Финского сейма в Хельсинки, выставочный зал в Доме архитекторов в Москве, зал железнодорожного вокзала в г. Пушкине и др. (рис. 89). Система главных и вспомогательных балок в ребристых железобетонных конструкциях создает четкую кессонную структуру перекрытия, которая может одновременно являться также архитектурной формой.

Воплощение новых конструктивных идей в устройстве железобетонных перекрытий с ребрами, расположенными по линиям равных моментов, выявляет новые, интересные возможности архитектурного решения плоских перекрытий, как это можно видеть на примере перекрытий, сконструированных инженером Нерви (см. рис. 89).

В связи с насыщением современных зданий техническими устройствами широкое распространение получили системы подвесных потолков которые крепятся к перекрытиям на относе. Если в архитектуре XVI - XVIII вв. при строительстве подвесных потолков руководствовались преимущественно эстетическими соображениями, то в современных условиях устройство таких потолков преследует практические цели.

Пространство между перекрытиями и подвесным потолком используется для прокладки электро-, радио-, телевизионной и телефонной проводки, а также размещения спринклерных систем, вентиляционных устройств, осветительной аппаратуры, акустических устройств (так называемые акустические потолки в концертных и театральных залах).

Естественно, что при исполнении подвесных потолков ставятся и эстетические задачи - найти гармоничную архитектурную форму. Этому способствует то обстоятельство, что подвесные потолки, не связанные непосредственно с конструктивной структурой, дают большие возможности для их пластического решения. Например, система встроенного отражательного отопления в здании пенсионных касс в Хельсинки и система акустических и осветительных устройств Дома немецкого радио Берлине создают своеобразную, необычную структуру и пластику поверхности потолка (рис. 90). В подобных решениях проявляется свое образный синтез новой техники и архитектурной формы.

Сводчатые тектонические системы возникли в архитектуре великих древних цивилизаций (Египет и Месопотамия), но широкое развитие получили только (в зодчестве Древнего Рима, где наряду с основными формами клинчатых, каменных и кирпичных сводов были разработаны системы литых бетонных сводов. Основные виды этих сводов существуют и в наше время. На их основе установилась классификация и сложилась терминология, в значительной степени действующая и теперь, когда появились новые системы сводчатых конструкций - тонкостенные, сборные и монолитные, железобетонные и армоцементные своды.

Существуют следующие основные виды кирпичных, каменных и бетонных сводов (рис. 91).

Цилиндрический свод представляет собой полуцилиндр, две длинные стороны которого опираются на стены или другие сплошные продольные опоры, например на балки, поддерживаемые стойками или аркадами.

Разновидностями цилиндрического свода являются полуциркульные, эллиптические, трех - и многоцентровые своды, так называемые коробовые, различающиеся только формой Образующей кривой. Стены, на которые опирается свод, называются опорными, а перпендикулярные им стены в торцах свода - щековыми*.

Крестовый свод. Если отрезок цилиндрического свода рассечь взаимно перпендикулярными диагональными по отношению к оси свода вертикальными плоскостями, то образуются четыре части: две из них, расположенные вдоль свода, называются распалубками, две другие, идущие поперек свода,- лотками (рис. 92).

Можно представить себе два перпендикулярно пересекающихся цилиндрических свода с пятами и шельгами, находящимися на одном уровне. Линии пересечения этих поверхностей полностью соответствуют следам сечения их двумя диагонально расположенными вертикальными плоскостями, и на поверхностях двух пересекающихся сводов получается по четыре распалубки и лотка. Если отбросить лотки, то сомкнутые по диагонали четыре распалубки и образуют крестовый свод: выступающие углы диагональных стыков распалубок-ребра свода дают в плане крест. Крестовый свод опирается в четырех точках, в которые сводятся его пяты. Таким образом, опорные и щековые стены могут отсутствовать, и свод покоится на четырех опорах-стойках - так называемый балдахин. Распалубки могут быть образованы и пересечением любой сводчатой поверхности другим сводом, имеющим тот же или меньший радиус,- полуциркульным, коробовым, эллиптическим и др.

Сомкнутый свод является противоположностью крестового. Он состоит из четырех лотков, которые, смыкаясь по диагонали, образуют входящие углы в противоположность крестовому оводу, ребра которого имеют выступающие углы. Сомкнутым сводом перекрывали не только квадратные и прямоугольные, но и многоугольные в плане помещения, причем свод опирался по всему периметру. Сомкнутый свод известен также под названием монастырского свода.

Зеркальный свод можно представить себе как сомкнутый свод, верхняя часть которого срезана горизонтальной плоскостью, образующей так называемое зеркало. Криволинейные части свода, обрамляющие зеркало, называются паддугами**. Зеркало выполнялось в виде плоского или очень пологого свода. В первом случае свод имел в сечении корытообразную форму, во втором случае он представлял собой свод коробового профиля со средней частью, очерченной большим


* По существу цилиндрический свод может и не замыкаться в Торцах, например в крытых проездах, тоннелях. Замыкание торца может производиться также полукуполом (конхой) или отрезком поперечного свода, (лотком). В этом случае свод называется замкнутым.

** При плоских перекрытиях переход от потолка к стенам иногда представляет собой криволинейную поверхность, которая также называется паддугой.


радиусом. Зеркало свода, обычно отделявшееся от паддуг рельефной рамой, использовалось часто как поверхность для живописного плафона. Зеркальный свод, появившийся впервые в архитектуре эпохи Возрождения, позволил значительно снизить чрезмерную высоту помещений, вызывавшуюся применением цилиндрических, крестовых или сомкнутых сводов, что было особенно важно при увеличении числа этажей зданий.

Купольный свод, или купол, образуется вращением кривой (полуокружности, полуэллипса, параболы и др.) вокруг вертикальной оси. Таким образом, в плане или в горизонтальном сечении купол дает круг, а в любом другом - кривую линию*.

Куполом можно перекрывать не только круглые в плане помещения, где он опирается на стены по всему периметру, но также квадратные и многоугольные. В таком случае переход от купола круглого очертания к помещению квадратной или многоугольной формы осуществляется посредством сферических треугольников - парусов, или пандативов, или путем устройства сводов в виде части конуса - тромпов, а также с помощью системы арок. Сферические паруса несут в своей верхней часта опорное кольцо, на котором возводится купол или стена цилиндрической формы - барабан, перекрываемый куполом. Барабан обычно использовался для размещения оконных проемов для освещения подкупольного пространства. Полукруглые в плане помещения, например апоиды, перекрывали, как правило, полукуполом, или конхой.

Парусный свод можно рассматривать как производный от купольного. Геометрическое построение парусного свода получается путем отсечения от купольной поверхности боковых частей плоскостями призмы, продольная ось которой совмещена с осью купола. Свод такой формы является тем случаем купола на парусах, когда и купол и паруса имеют общий радиус и принадлежат, таким образом, одной и той же сферической поверхности. Верхняя часть такого свода выше парусов, представляющая собой шаровой сегмент, называется скуфьей. Чаще всего таким сводом перекрывали квадратное в плане помещение. Свое наименование он получил благодаря сходству с закрепленным в четырех углах надутым ветром парусом. Парусный свод может перекрывать многоугольные, а также треугольные в плане помещения, например перекрытие тонкостенным парусным сводом большого пролета треугольного в плане помещения - аудитории Массачусетского технологического института. Как и крестовый свод или купол на парусах, парусный свод может опираться на отдельные опоры, образуя балдахин.

Термин «ненарушенный» применяется к любым сводам и даже плоским покрытиям, имеющим небольшой подъем по слабой кривой к середине - вспарушенность. Плоский потолок в больших помещениях обычно делают несколько вспарушенным, чтобы устранить впечатление провисания.

Перечисленные основные формы сводчатых перекрытий не исчерпывают всего разнообразия этих конструктивных систем, применявшихся в истории архитектуры. Существовали различные виды и сочетания приведенных сводов, например своды на распалубках, бочарные и др. Еще большим разнообразием отличаются современные железобетонные и армоцементные своды.

Приемы пластической разработки оводов очень разнообразны. Здесь мы можем коснуться только тех из них, которые вытекают из самой структуры сводчатых перекрытий и отражают их тектонику. Таким является прием расчленения цилиндрического свода подпружными арками**, по которым настилаются плиты, образующие поверхность свода. Этот чисто конструктивный прием, применявшийся в античной римской и романской архитектуре, вводит ритмическое начало в архитектурное решение гладкого цилиндрического свода.


* Существуют купола эллиптические или овальные в плане, форму которых можно рассматривать как результат вращения полуэллипса или полуовала вокруг горизонтальной оси. В зависимости от характера образующей кривой получают купола - разной формы - сферический, в форме полушара, эллиптический (в разрезе), сферо-конический, со стрельчатой верхней частью и др. Все купола, имеющие в сечении очертания дуги круга, называются сферическими.

** Подпружными называются арки, поддерживающие свод или предназначенные для его укрепления; в купольных системах - арки, которые служат опорой для парусов и поддерживают опорное кольцо купола или барабана; в крестовых и парусовых сводах-арки, расположенные по четырем сторонам свода и являющиеся для него опорой.

Распространенным приемом обработки сводов, также связанным с их тектоникой, является кессонирование. В каменном своде, цилиндрическом или коробовом, кессоны получают путем создания каркаса из арок, идущих по кривой поперек свода, и пересекающих из горизонтальных ребер, расположенных вдоль свода. Полученные таким образом ячеи перекрываются плитами*. Однако в чистом виде подобная конструкция встречается крайне редко, примером, ее может служить перекрытие портика капеллы Пацци во Флоренции.

В римских каменных сводах кессоны вытесывались после возведения сводов, как это выполнено в арке Тита в Риме, где кессоны имеют уже чисто декоративное значение, что подтверждается и тем, что разбивка их не совпадает со швами кладки. Более органичный характер имели кессоны в бетонных сводах античных римских сооружений, которые получали путем укладки на опалубку деревянных форм в виде ящиков с соответствующей профилировкой. При бетонировании в местах установки форм образовывались углубления, кессоны, на поверхности свода. Наиболее типичным примером служат кессонированный купол Пантеона и остатки сводов базилики Максенция в Риме.

Обработка кессонами применялась для сводов всех форм - крестовых, купольных и др. Практическое назначение кессонов состоит в облегчении обычно очень толстых бетонных сводов. Таким же образом создавались и кессоны в сводах, выложенных из кирпича. Так же, как и в плоских перекрытиях, кессоны сводов обрабатывались профилями с резьбой, лепкой и другими видами орнаментального декора. Часто в центре кессонов помещались скульптурные розетки, которые иногда выполнялись в металле, как в кессонах свода Казанского собора в Ленинграде.

Появление железобетонных конструкций открыло широкие возможности для выполнения самых разнообразных сводчатых конструкций. Особенно это относится к тонкостенным армоцементным сводам, так называемым сводам-оболочкам, которые при толщине, равной всего нескольким сантиметрам, могут перекрывать громадные пролеты. Для придания сводам большей жесткости применяются волнистые профили оболочек, придающие своеобразный характер поверхности перекрытия. Рациональная форма этих конструкций является одновременно и выразительной архитектурной формой (рис. 93).

Достижения современной строительной техники вызывают к жизни новые архитектурные формы, создают предпосылки для появления нового, современного стиля, который характеризуется синтезом конструктивных, технических и эстетических элементов.

*Такая конструкция аналогична каменным кессонам в перекрытиях птеронов греческих храмов. Виоле-ле-Дюк дает схему такого конструктивного каменного свода, где горизонтальные ребра заклинены в арках.


ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ОПОРЫ

Классическим примером архитектурной формы опоры является колонна. В античной греческой архитектуре стойки-колонны несли горизонтальное перекрытие - антаблемент. В поздней римской архитектуре возникла конструкция, в которой колонны служили опорой для арок, причем арка непосредственно отиралась пятой на капитель колонны или между пятой арки, и капителью вставлялась промежуточная часть в виде антаблемента. Введение аркады на колоннах давало возможность значительно шире раздвинуть их по сравнению с каменными архитравными конструкциями, ограниченными размерами каменной балки. В дальнейшем прием опирания арок и сводов на колонны широко применялся в средневековых сооружениях и в архитектуре эпохи Возрождения (см. рис. 10).

Распространенным видом опоры являются столбы, круглые, многоугольные, квадратные или прямоугольные в горизонтальном сечении. Столбы могут нести балочное или сводчатое перекрытие или аркаду. В классической архитектуре наряду с гладкими столбами можно встретить столбы с разной степенью пластической обработки-пилястрами, лопатками, филенками и т. п. Они обычно имеют плинт, базу и завершение в виде карниза или упрощенной капители. Столбы, поддерживающие арки, обычно завершаются профилем импоста. Мощные столбы, поддерживающие аркады или подпружные арки, называются пилонами.

В античной архитектуре встречаются опоры в виде скульптурных изображений мужской или женской фигуры, например мраморные женские фигуры, которые поддерживают один из портиков Эрех-тейона в Афинах, так называемые кариатиды, или коры, или кариатиды дворца Бельведер в Петродворце (рис. 94). Того же назначения скульптурные изображения мужских фигур носят название атлантов, или теламонов, замечательным образцом которых служат гранитные атланты портика Эрмитажа в Ленинграде. Естественно, что подобные опоры со временем утратили конструктивную роль, превратившись в декоративный элемент, создающий видимость опоры (рис. 95).

Античные гермы, т. е. каменные квадратные столбы, иногда расширяющиеся кверху и заканчивающиеся скульптурным бюстом, также использовались в архитектурных композициях в качестве поддерживающего элемента. Примером могут служить портики Розового павильона в Петродворце (рис. 96). В здании Эрмитажа гермы использованы в качестве вертикального импоста в двойных окнах главного фасада (см. рис. 86).

В современном строительстве в качестве вертикальных опор применяются преимущественно железобетонные или металлические стойки, форма которых видоизменяется в широких пределах как в части пропорций, так и в отношении абриса горизонтального сечения. При соответствующем армировании железобетонные колонны могут иметь очень большую высоту относительно диаметра и малое сечение при сравнительно больших нагрузках. Их поперечное сечение может быть кругом, квадратом, прямоугольником, причем последний может быть сильно вытянутым, так что стоика при обретает вид ребра. Стойка может быть также многогранной, имеет в сечении сложный профиль с западами и т. п., что достигается применением соответствующей опалубки. Указанные особенности способствуют выявлению характера железобетонных стоечных конструкций.

Можно выделить некоторые разновидности современных опор, характеризуемые особенностями их конструкции. К таким опорам можно гнести расширяющиеся кверху опоры, поддерживающие грибовидные ли воронкообразные перекрытия, У-образные опоры, поддерживающие перекрытие в двух точках, веретенообразные - отражающие распределение усилий в стойке, и др. (рис. 97).

БАЛКОНЫ

Балконы являются элементами здания, которые служат определенным практическим целям, улучшая функциональные качества сооружения. Вместе с тем они представляют собой важные композиционные элементы, участвующие в формировании облика здания и способствующие достижению большей его пластической выразительности. Балконы способствуют связи внутренних помещений с наружным пространством. летний период, особенно в местностях с теплым климатом, они дополняют полезную площадь помещений, что весьма существенно для жилых некоторых других типов зданий.

Многие компании, которые занимаются установкой окон и дверей, сами предлагают сегодня свои услуги по замерам. Но если ваш дом находится далеко от города или райцентра, словом, в месте, куда проблематично вызвать замерщика без лишних денежных трат, установить размеры окон, а также оконных и дверных проемов можно самостоятельно.

Если дом новый, только построенный, монтируются в пустой проем. Замерить их размеры можно следующим образом:

  • замеряем высоту проема;
  • отнимаем 5 см и получаем высоту окна;
  • замеряем ширину проема;
  • отнимаем 3 см — получаем ширину.

Что откуда берется? 3 см по бокам (по 1,5 см с каждой из сторон) уходят на слой монтажной пены. Те же 1,5 см сверху также уйдут на запенивание. На 3,5 см снизу встанет подоконник.

Не забудьте сделать замеры ширины и длины подоконника и наружного отлива. К этим параметрам добавляем по 5 см (это стандартная рекомендация, можно больше), чтобы подоконник и отлив как бы «впивались» в стену.

Если дом не новый и вы просто меняете окна, замеры производятся также, только за оконный проем следует брать размеры оконной рамы.

Размер оконного проема

Если в доме еще нет оконных проемов или вы собираетесь перенести окно, нужно рассчитать параметры их самих и места их размещения. Чтобы рассчитать размеры оконных проемов и расстояния до них от пола и потолка, нужно учитывать несколько факторов. Так, оптимальным считается расстояние от пола до подоконника в 80-90 см. Однако следует также учитывать ваш рост. Высота подоконника должна быть такой, чтобы вам было удобно опереться на него ладонями, стоя у окна.

Еще один ориентир — мебель. Обычно ее высота около 75-85 см. К этой цифре прибавляется 5-10 см, получатся те же 80-90 см. От этого значения отнимаем 5 см на подоконник и слой монтажной пены. С полученной линии вверх мы и будем замерять высоту оконного проема. Согласно архитектурным правилам высота окна должна быть равна двум квадратам плюс 1/6 его ширины. Те же нормы говорят, что ширина окна должна быть не более 1/4 и не менее 1/5 ширины комнаты.

К высоте окна прибавляем 5 см, к ширине 3 см — в итоге получаем нужные нам размеры оконных проемов.

Видеоролик — как установить ПВХ-окно самостоятельно?

Дверные проемы

Размеры дверных проемов должны превышать габаритные размеры дверных коробок, что позволит легко установить коробку в проем. К тому же между стеной и коробкой останутся монтажные зазоры. По бокам коробки следует оставить стандартный зазор в 2-3 см, снизу — 5-6 см. Нижний зазор предназначен для установки планки дверного порога. В итоге получается, что высота проема на 7-9 см больше высоты коробки, его ширина на 4-6 см превышает ширину коробки.

Проверка

После того, как проемы под окна и двери готовы, следует их еще раз замерить. Чтобы проверить правильность формы проема, следует измерить ширину, высоту и расстояние по обеим диагоналям. Это правило не действует в случае с окнами неправильной формы — они выполняются только на заказ. Если диагонали равны друг другу, а ширина и высота равны вашим расчетам или проектным значениям — проемы сделаны правильно.

Размеры дверного проема (а также оконного) могут быть стандартными и нестандартными. Для того чтобы поставить коробку и полотно в последние, возникает необходимость изготовления двери (или окна) под заказ. Это, конечно, значительно повлияет на итоговую стоимость заказа, а также на увеличение продолжительности времени работы. Чтобы избежать этих нюансов, существует такое понятие, как стандарт. Стандартный дверной проем (или оконный) сэкономит время и деньги. Вмонтировать в него конструкцию самостоятельно не составит большого труда. Кроме того, сегодня фирмы-производители предлагают огромный выбор различных моделей окон и дверей стандартных размеров.

Стандартный размер дверного проема для межкомнатных и входных дверей квартиры

Для того чтобы не возникло неожиданных ситуаций, необходимо серьезно продумать размеры дверей и дверных проемов. Лучше всего заранее выбрать компанию, в которой будете заказывать межкомнатную или входную конструкцию, и посоветоваться со специалистами относительно габаритов свободного пространства под нее. Стоит отметить, что стандарты этих показателей в некоторых фирмах могут быть разными. Тем не менее, многие фирмы придерживаются следующих дверных стандартов:

  • Высота 2 метра, ширина – 60; 70; 80 см.
  • Высота 1,9 метра, ширина – 55 см

Очень важный аспект – в какое помещение устанавливается конструкция (с окном или без него). Для комнат без окон характерны следующие параметры проема под дверь (размеры стандартные):

  • 2070 x 970 мм
  • 2070 x 870 мм
  • 2070 х 770 мм
  • 2070 х 670 мм
  • 1970 х 670 мм
  • 1970 х 62 мм

Здесь, однако, стоит уточнить, что эти размеры подходят и для выемок под двустворчатые двери.

Для комнат с окнами свои габариты:

  • 2070 х970 мм
  • 2070 x 870 мм
  • 2070 x 770 мм
  • 2070 x 670 мм
  • 1970 х 670 мм
  • 1970 х 620 мм

Для расчета размеров проема для раздвижных дверей необходимо знать, что стандартная дверь с раздвижным комплектом (ролики со штангой, нижний направляющий флажок) имеет высоту 2005 мм. Пространство под раздвижную конструкцию должно быть меньше и уже полотна, варьироваться в пределах 1900-2002 мм.

Для входных конструкций стандартом являются проемы высотой 2050 мм или 2150 мм, наиболее распространенная ширина – 1000 мм или 900 мм.

Как определяется высота и ширина оконного проема при строительстве жилого дома

При проектировании и строительстве многоквартирных домов чаще всего придерживаются стандартных оконных проемов. Такая же практика наблюдается при возведении частного жилища. Это экономит значительную часть времени и денег при установке стеклопакетов.

Стандартные размеры пространства под окна разработаны с учетом функционального назначения здания, габаритов комнаты, естественной освещенности в зависимости от местоположения дома.

Например, жилой многоквартирный панельный дом имеет следующие параметры:

  • Двухстворчатые окна — высота 1400 мм и ширина 1300 мм.
  • Трехстворчатые – высота 1400 мм, а ширина 2050 мм или 2070 мм.

В хрущевках совсем иной подход к оконным проемам: размеры зависят от ширины подоконника. Двустворчатый стеклопакет с широким подоконником устанавливается в проем 1450х1500 мм, трехстворчатый – 2040х1500 мм. Узкие подоконники в хрущевках предполагают 1300х1350 мм (для двух створок) и 2040х1350 мм (для трех створок)

Замена старых деревянных дверей и окон на пластиковые пока ещё обходится довольно дорого. Это очень нужное и полезное мероприятие можно существенно удешевить, ведь значительную часть затрат составляет оплата труда монтажников. Имея некоторые навыки работы с обычными домашними инструментами, владелец жилища сможет произвести установку самостоятельно, следует только внимательно ознакомиться с изложенным ниже материалом.

Виды пластиковых окон

Сначала нужно подобрать подходящее окно, что сделать бывает не так-то просто, ведь эти изделия выпускаются в очень разнообразном исполнении.

Число створок

Окна размером до 1,5х1 м обычно делают одностворчатыми, более крупные - двустворчатыми, а самые широкие и высокие - трёхстворчатыми. В отдельных случаях, когда размеры окна выходят за пределы стандартов, створок может быть и больше. «Многостворчатости» по возможности следует избегать, поскольку перегородка между створками - так называемый импост - в силу особенностей рамного профиля является достаточно широкой, особенно если створки открываются.

Основные узлы пластикового окна в сборе

К примеру, в трёхстворчатом окне они сокращают площадь остекления примерно на 10%, к тому же существенно увеличивают массу изделия. В квартире целесообразно устанавливать окна с числом створок не более 2-х.

Тип створок

Доступны следующие варианты:

  1. Глухие. Самая простая и лёгкая конструкция, но глухие окна применяются крайне редко, так как их сложно мыть снаружи.
  2. Поворотные (распашные). Такие створки открываются так же, как и створки обычного деревянного окна.
  3. Откидные. Створка поворачивается относительно нижнего горизонтального края, при этом её верхняя часть выдвигается из рамы. Такой механизм открывания проще поворотного, но он годится только для проветривания. Чтобы окно удобно было мыть снаружи, рядом с откидной должна быть хотя бы одна поворотная створка.
  4. Комбинированные (поворотно-откидные). Сегодня являются наиболее распространёнными. Благодаря применению сложного механизма створку путём поворота ручки в то или иное положение можно превратить как в откидную (в обиходе это называют «режимом проветривания»), так и в поворотную.

В одном оконном блоке могут присутствовать разные типы створок

Если створок в окне несколько, они могут относиться к разным типам. К примеру, в трёхстворчатом крайние створки могут быть поворотными или комбинированными, а средняя - глухой.

Число камер в раме

В процессе изготовления профиля в нём формируют от 3-х до 7-ми продольных полостей - они повышают термическое сопротивление изделия. Если строение располагается в регионе с тёплым климатом либо оно является неотапливаемым (хозпостройка или гараж, склад), в нём можно установить 3-камерное окно.

В жилых зданиях в регионах с холодным климатом необходимо устанавливать окна из 5-камерного профиля или хотя бы 4-камерного.

Профили с 6-ю и 7-ю камерами существенно превосходят 5-камерные по стоимости и являются более тяжёлыми, но при этом имеют почти то же термическое сопротивление, поэтому приобретать их не рекомендуют. Рациональнее будет установить стеклопакет с большей шириной.

Тип профиля по толщине стенки

Для применения в жилых помещениях предназначен профиль типа «А», у которого внешняя стенка имеет толщину 2,8 мм, а внутренняя - 2,5 мм. В помещениях, где микроклимат не столь важен, например, в производственных, можно применять окна из профиля типа «В» и «С» с меньшей толщиной стенки.

Число камер в стеклопакете

Стеклопакет может быть собран из 2-х, 3-х или 4-х листов стекла, соответственно, в нём может быть одна, две или три камеры. Чем больше камер - тем выше термическое сопротивление и звукоизоляция. В жилых зданиях сегодня в большинстве случаев устанавливают 2-камерные стеклопакеты.

Наиболее распространенными являются двух- и трехкамерные стеклопакеты

3-камерные превосходят их по термическому сопротивлению и шумоизоляции незначительно, а стоят и весят намного больше, поэтому их приобретать не рекомендуют. 1-камерные же стеклопакеты применяются только на балконах, в различных неотапливаемых постройках, магазинах и пр.

Говоря о «камерности» окна, могут подразумевать число камер как в стеклопакете, так и в раме. Поэтому если речь идёт о 3-камерном окне, нужно уточнить, в каком именно элементе имеется три камеры.

Рекомендуем обратить внимание на стеклопакеты с повышенной звукоизоляцией, в которых стёкла устанавливаются на разном расстоянии друг от друга. Оно подбирается так, чтобы звуковые волны гасились собственным отражением.

Тип стекла

Сегодня наряду с обычными стёклами в металлопластиковых окнах применяются энергосберегающие. Они имеют абсолютно прозрачное металлическое напыление, отражающее инфракрасное излучение. Энергосберегающие стёкла называют ещё I-стёклами. Собранный из них стеклопакет вместо воздуха заполняется инертным газом - аргоном, ксеноном или каким-либо иным.

В совокупности с напылением это даёт увеличение термического сопротивления на 10-15%.

Некоторые недобросовестные производители предлагают покупателям стеклопакеты с заполнением аргоном или ксеноном, но из обычного стекла. Такие стеклопакеты преподносятся как энергоэффективные и продаются дороже. На деле разница в термическом сопротивлении с обычным «воздушным» стеклопакетом составляет максимум 2%. Поэтому при покупке уточняйте, имеется ли на стекле напыление.

Также стеклопакеты изготавливают из тонированных, закалённых (при повреждении рассыпаются на мелкие безопасные фрагменты) стёкол, а также триплекса.

Форма

Наряду с прямоугольными, изготавливаются треугольные, трапециевидные, шестиугольные, арочные, круглые и овальные окна.

Пластиковые окна могут иметь самую неожиданную конфигурацию - от простых геометрических фигур до их причудливых комбинаций

Внешний вид рамы

Рама может быть не только белой, но и цветной, а также ламинированной полимерной плёнкой с рисунком, имитирующим текстуру дерева.

Виды пластиковых дверей

Двери, как и окна, тоже могут отличаться по целому ряду параметров: назначению, типам полотна и порога и пр.

Назначение

По назначению двери делятся на:

  • входные;
  • балконные;
  • межкомнатные.

Наружные двери являются утеплёнными (выполнены из 5-камерного профиля), часто усилены стальным листом или решёткой. Стенка профиля имеет толщину не менее 3 мм.

Наружные пластиковые двери изготавливаются с утеплением и усилением металлической решеткой или листом

По тепло- и звукоизоляционным характеристикам балконная дверь не отличается от входной, но она менее защищена от взлома и имеет механизм, позволяющий удерживать её в приоткрытом состоянии с целью проветривания.

Балконные двери отличаются от входных наличием механизма, удерживающего их в режиме проветривания

Межкомнатная дверь устроена проще всего и является наиболее дешёвой. Она не имеет утепления и защиты от взлома.

Межкомнатная пластиковая дверь отличается от ходной и балконной простотой конструкции

Тип полотна

Полотно бывает двух видов:

В дверях применяются стеклопакеты двух видов:

  • однокамерные: для межкомнатных дверей;
  • двухкамерные: для дверей наружных.

Тип порога

Металлопластиковые двери могут оснащаться порогами трёх видов:


Способ открывания

Доступно множество вариантов:

  • Распашные: створка поворачивается относительно вертикальной оси в одну сторону.
  • Маятниковые: дверь открывается в обе стороны.
  • Карусельные: вращается по кругу.
  • Откатные: полотно отодвигается в сторону, как бы прячась в стену либо двигаясь вдоль неё.
  • Складные: полотно состоит из нескольких секций и может складываться подобно гармошке.

Полотно откатной двери может прятаться в конструкцию стены или двигаться вдоль ее поверхности

Класс прочности

Различают три класса:

  • класс «А»: наиболее прочные двери;
  • класс «Б»: средние по прочности;
  • класс «В»: наименее прочные.

Как правильно делать замеры

Перед обмером оконного проёма желательно сбить откосы, чтобы чётко видеть его границы. Быстрее всего сбивка выполняется перфоратором, оснащённым специальным инструментом - «лопатой».

Оголив основной материал стен, замеряют высоту и ширину проёма. Замеры нужно производить в нескольких точках вдоль проёма, после чего из полученных значений выбирают наименьшие. В проёмах с четвертью обмер проводят по наружной стороне проёма, то есть снимают расстояния между краями четвертей.

Размеры окна будут зависеть от вида проёма:

  • Для проёмов с четвертью: ширину окна определяют путём прибавления к ширине проёма с наружной стороны 3 см. Высоту окна принимают равной высоте проёма с наружной стороны (то есть между выступами-четвертями).
  • Для проёмов без четверти: ширину окна определяют, отнимая от ширины проёма две ширины монтажного зазора. Последний составляет 1,5–2 см, следовательно, отнять нужно 3–4 см.

Из замера ширины оконного проема следует вычесть два монтажных зазора (в сумме эта величина составит 3–4 см)

Высоту окна рассчитывают путём вычитания из высоты проёма двух монтажных зазоров и высоты подставочного профиля.

Высоту пластикового окна определяют путем обмера проема с последующим вычетом из результата высоты подставочного профия и двух монтажных зазоров

Ширину отлива и подоконника подбирают исходя из того, насколько глубоко в проёме решено располагать окно. Обычно от наружной поверхности стены отступают 1/3 толщины стены. Тогда ширина отлива составит 1/3 толщины стены + 5 см.

Ширину подоконника рассчитывают так: к расстоянию от внутренней поверхности окна до внутренней поверхности стены прибавляют 2 см (на эту величину подоконник будет заводиться под окно) и ещё ширину выступающей части, которая должна быть такой, чтобы подоконник перекрывал имеющийся под ним радиатор отопления на половину его (радиатора) ширины.

Оптимальный запас по длине для подоконника составляет 15 см. Величину запаса можно и уменьшить, но не более 8 см. При этом нужно учитывать, что окно будет выглядеть менее привлекательно.

Схема является иллюстрацией к понятиям величин, участвующих в определении размеров пластикового окна, откосов и подоконника

Чтобы определить размеры дверной коробки, от ширины проёма нужно отнять два монтажных зазора (они имеют ту же ширину в 1,5–2 см), а от высоты проёма - только один.

Видео: как замерить проём под пластиковое окно

Подготовка проёма

Непосредственно перед установкой изделия выполняют демонтаж старого заполнения.

Демонтаж старых окон

Выполняется в следующей последовательности:

  1. Демонтируются наличники, если они есть. Здесь могут возникнуть сложности с удалением крепежа. Если в этом качестве использовались гвозди, нужно поддеть наличник гвоздодёром или тонкой стамеской и чуть потянуть на себя, чтобы слегка вытянуть гвозди из рамы. Если после этого ударом молотка вернуть наличник на место, шляпки гвоздей будут из него торчать, так что за них можно будет ухватиться гвоздодёром или плоскогубцами. При вывинчивании шурупов жало отвёртки нужно вдавливать в пазы на шляпке как можно сильнее, чтобы их не «слизало».
  2. Остатки штукатурки на откосах сбиваются перфоратором с уже упомянутой «лопатой».
  3. Далее снимаются створки.
  4. Из зазора между рамой и стеной удаляются утеплитель и фрагменты штукатурного раствора.
  5. Демонтируется подоконник. Имеющийся под ним слой цементного раствора сбивается зубилом.
  6. Вывинчивается крепление рамы, после чего её вырывают из проёма. Беречь старое окно не следует, так как обычно оно выбрасывается. Поэтому раму при необходимости можно и распилить.

Видео: демонтаж старого окна

Демонтаж старых дверей

Старые двери вынимаются из проёма тем же способом, что и окна.

Далее проём нужно очистить от мусора, краски и пыли. В дверном проёме зачистке подвергают и пол, так как порог - неотъемлемая часть металлопластиковой двери. Напольное покрытие должно быть прочно прикреплено к основанию.

После этого стена обрабатывается грунтовкой глубокого проникновения.

Видео: как демонтировать межкомнатную дверь

Инструменты и материалы

Чтобы установить окно и двери, нужно располагать такими инструментами:

  • дрель с ударным механизмом или перфоратор, а также свёрла по бетону и по металлу;
  • отвёртка;
  • уровень: пузырьковый подходит только при установке двери, для окна же нужно использовать водяной (ватерпас);
  • отвес;
  • резиновый молоток;
  • плоскогубцы;
  • нож или шпатель.

Материалы нужны будут такие:

  • дюбели или анкерные болты;
  • баллон с монтажной пеной (если установка проводится при морозе, понадобится специальная насадка);
  • специальные уголки для расклинивания окна (можно заменить деревянными брусками).

Самостоятельная установка пластиковых окон

До установки на место створки и стеклопакеты должны обязательно стоять в вертикальном положении, для чего их приставляют к стене, уложив на пол картон. Ставить элементы можно только на ровную поверхность.

Монтаж окна

Монтажные работы производятся в такой последовательности:

  1. Из верхних петель створок при помощи отвёртки или плоскогубцев вынимают штифты (за них нужно браться снизу), после чего створки движением вверх снимают с петель. Из глухого окна нужно вынуть стеклопакет, поддев штапики ножом или шпателем.

    Если окно ПВХ оснащено открывающимися створками, их необходимо снять до установки рамы в проем

  2. На раму наносится разметка, обозначающая положение крепёжных элементов. Оптимальный шаг - 40 см, от углов и импоста следует отступать 15 см.
  3. Оснастив дрель сверлом по металлу, согласно разметке просверливают в раме отверстия. Засверливаться нужно с внешней стороны.
  4. Раму устанавливают в проём, при этом между ней и торцами проёма прокладывают пластиковые распорные клинья в виде уголков (можно заменить деревянными брусками). Клинья желательно располагать напротив отверстий для крепежа.

    Вертикальность установки рамы контролируется уровнем

  5. Регулируя положение клиньев, устанавливают раму так, чтобы монтажные зазоры со всех сторон имели равную ширину.
  6. При помощи уровня и отвеса выставляют раму в строго вертикальное положение.
  7. Через отверстия в раме наносят разметку на стену.
  8. Сняв раму, просверливают в стене при помощи перфоратора, оснащённого сверлом по бетону, отверстия под анкеры или дюбели глубиной 6–10 см. В отверстия устанавливаются гильзы крепёжных элементов.
  9. Снова устанавливают раму и ввинчивают крепёж. На данном этапе его нужно только наживить.

    Разметка стен под крепеж производится через уже просверленные отверстия в раме

  10. Регулируют положение рамы при помощи отвеса и водяного уровня, после чего завинчивают крепёж окончательно. Завинчивать дюбели или анкеры с силой нельзя, так как они при этом выгнут профиль. Нужно остановиться, как только шляпка скроется в профиле либо даже когда она будет выступать из него на 1 мм.
  11. Створки или стеклопакеты устанавливаются на место. Следует проверить, легко ли открываются створки, хорошо ли работают петли и прочая фурнитура.
  12. Проём и раму обрызгивают водой. После этого, двигаясь снизу вверх, зазор между рамой и проёмом поворотно-круговыми движениями заполняют монтажной пеной. Заполнение следует выполнять в несколько приёмов, каждый раз обрабатывая участок длиной в 25–30 см. При таком подходе перерасход герметика будет исключён (монтажная пена при высыхании сильно увеличивается в объёме).

    Зазоры между стеной и оконной рамой заполняются монтажной пеной

  13. Изнутри и с внешней стороны швы закрываются сначала пароизоляционной лентой (снизу она должна быть фольгированной), затем - специальными нащельниками.

    Слой монтажной пены защищают с обеих сторон изоляционным материалом

Видео: установка пластикового окна в панельном доме

Монтаж подоконника

Подоконник прикручивается к подставочному профилю после установки окна.

Подставочный профиль необходим для крепления подоконика и защиты окна от промерзания

Нельзя пренебрегать установкой подставочного профиля, как это делают некоторые недобросовестные монтажники. В этом случае подоконник и отлив придётся прикручивать к оконной раме, вследствие чего будет нарушена её герметичность. Кроме того, без подставочного профиля окно будет промерзать.

Подробно процесс крепления подоконника освещён в данной статье:

Монтаж откосов

Окно без откосов будет выглядеть незавершённой конструкцией, через которую, независимо от количества камер, будет поступать холод извне и уходить тепло изнутри помещения.

По завершении всех работ с металлопластикового профиля снимается защитная плёнка. Затягивать с этим не следует, поскольку со временем происходит диффузия плёнки в ПВХ-оболочку профиля, вследствие чего её удаление становится довольно затруднительным. После установки металлопластиковое окно нельзя открывать в течение хотя бы 16 часов, а лучше суток.

Монтаж отливов

Со стороны улицы нужно к подставочному профилю прикрутить при помощи саморезов водоотлив. Место соединения должно быть абсолютно водонепроницаемым, для чего его тщательно обрабатывают герметиком.

Края водоотлива нужно завести в отверстия глубиной в несколько сантиметров, специально вырезанные в стене при помощи перфоратора.

Порядок установки водоотлива

Чтобы водоотлив не издавал «барабанного» звука во время дождя, снизу его нужно покрыть монтажной пеной или оклеить лентой «Линотерм» либо иным шумоизолирующим материалом.

Видео: ошибки при монтаже пластиковых окон и что происходит с пеной

Установка пластиковых дверей

Установка металлопластиковой двери производится почти в том же порядке, что и окна.

Так схематично можно представить типовуб конструкцию пластиковой двери

Монтаж двери

  1. С петель снимается полотно.
  2. В раме просверливаются отверстия под анкерные болты. Их должно быть по три с каждой стороны.
  3. Определяются с глубиной расположения двери в проёме и ввинчивают в стены 4 дюбеля - два вверху и два внизу. Они послужат ограничителями для коробки, что значительно облегчит установку этого тяжёлого элемента в нужное положение. Дюбели должны находиться в одной вертикальной плоскости, поэтому разметку под отверстия для них нужно наносить при помощи отвеса.
  4. Устанавливают коробку в проём, упирая её в ограничители, и при помощи клиньев придают ей правильное положение: монтажные зазоры справа и слева должны иметь равную ширину, стойки должны располагаться строго вертикально (контролируем отвесом или уровнем).
  5. Через отверстия в коробке наносят разметку на стены, после чего коробку удаляют и в стенах согласно разметке высверливают отверстия под анкеры или дюбели. В них нужно забить гильзы для крепежа.
  6. Устанавливают коробку на место и прикручивают её к стенам. Сначала крепёж только наживляют, а окончательно прикручивают после выравнивания коробки по уровню или отвесу.
  7. Устанавливают на место дверное полотно.
  8. Заполняют монтажный зазор пенополиуретановой пеной.
  9. Если ширина монтажного зазора превышает 4 см, то с целью сокращения расходов на запенивание (монтажная пена - дорогой материал) его рекомендуется частично заполнить пенопластом, деревянными рейками, гипсокартоном или фанерой.

Видео: монтаж пластиковой двери

Монтаж откосов

Затем устанавливают откосы. Процесс монтажа выглядит так:

  1. Срезают выступившую монтажную пену.
  2. Очищают проём от штукатурки, краски, обоев и пр.
  3. Трещины и щели заделывают цементно-песчаным раствором.
  4. Снимают с металлопластикового профиля защитную плёнку.
  5. Из деревянных реек сечением 20х40 мм формируют каркас, прикручивая его дюбелями 6х60 мм к стене.
  6. Вырезают из пластиковых панелей детали с формой и размерами, соответствующими откосам.
  7. Прикручивают панели саморезами к каркасу.
  8. Промазывают швы герметиком, шляпки саморезов замазывают составом под цвет панели.

Теперь надо снять с профиля остатки защитной плёнки.

Вместо анкеров для крепления окон и дверей можно использовать специальные монтажные пластины, которые одной стороной внедряются в ПВХ-оболочку профиля, а другой - упираются в стены. При таком способе крепления не придётся сверлить отверстия в профиле, однако по своей прочности он значительно уступает креплению при помощи анкеров.

Особенности монтажа в деревянном строении

Из-за усадки, характерной для деревянных строений, монтаж металлопластиковых окон в них рекомендуется производить хотя бы через год после строительства, а лучше через два. Если дом возведён из клеёного бруса, время выдержки можно сократить, поскольку данный стройматериал изготавливается из хорошо высушенной древесины и потому усадку даёт очень небольшую.

Окно сначала закрепляют в деревянной раме, сбитой из пропитанных антисептиком брусков, и затем в таком виде устанавливают в проём. Рама служит защитным каркасом, предотвращающим деформацию окна в случае усадки строения. Чтобы минимизировать эффект от данного явления, между деревянной рамой и верхним краем проёма оставляют просвет шириной в 3–7 см (зависит от влажности древесины и, соответственно, ожидаемой величины усадки). Просвет заполняют набивкой из джутового утеплителя.

Крепится деревянная рама к проёму саморезами.

Поскольку дерево обладает некоторой паропроницаемостью, используемую для герметизации щелей монтажную пену нужно защитить от влаги. С этой целью деревянную раму и торцы стены в проёме оклеивают лентой из тонкого пенополиэтилена с покрытием из фольги.

Дверной проём перед монтажом металлопластиковой двери нужно оснастить так называемой окосячкой. Она тоже представляет собой раму из бруса и призвана защитить дверь от воздействия дающей усадку стены. Кроме того, стойки окосячки скрепляют брёвна или брус, связь между которыми после устройства проёма несколько ослабевает.

Окосячка защищщает оконые и дверные блоки от деформаций, возникающих в процессе усадки сруба

Для монтажа окосячки в боковых стенках проёма вырезают фрезером вертикальные пазы сечением 50х50 мм. В эти пазы вставляют стойки. Далее к ним прибивают расположенные параллельно стенкам проёма доски толщиной 50 мм и шириной, равной толщине стены.

Снизу прибивают порог, выполненный из бруса Т-образного профиля толщиной 100 мм, а сверху - горизонтальную перемычку (вершник). Вершник должен распирать стойки, при этом между ним и верхней стенкой проёма следует оставить зазор в 15 см. Зазор заполняется джутовым утеплителем и оклеивается с двух сторон пароизоляционной лентой.

Видео: какая бывает окосячка: два вида обсадных коробок

Правила ухода и эксплуатации

Чтобы двери и окна прослужили долго, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  1. Металлопластиковый профиль и фурнитуру следует защищать от попадания грязи и пыли во время проведения строительно-ремонтных работ.
  2. Также профиль нужно защищать от контакта с горячими частицами металла во время сварочных работ или резки металлических изделий болгаркой.
  3. Мойку металлопластикового профиля и стеклопакета следует осуществлять с применением мыльного раствора либо неабразивных моющих средств, в составе которых отсутствуют кислоты и растворители.
  4. Особое внимание нужно уделять дверному порогу, который в наибольшей степени подвержен загрязнению. Во время уборки в помещении его необходимо пылесосить.
  5. В начале тёплого сезона прижим металлопластиковой двери следует ослаблять, а в начале холодного - усиливать. Прижим регулируется путём вращения одного из винтов на дверных навесах. Всего на каждой петле имеется по три винта, каждый из которых при вращении перемещает полотно по одной из взаимно перпендикулярных осей.

Дважды в год необходимо проводить обслуживание, которое состоит в следующем:

  • все подвижные механизмы смазываются;
  • производится очистка от грязи расположенных внизу дренажных отверстий (кроме межкомнатных дверей);
  • проверяется состояние резиновых уплотнителей, при обнаружении загрязнений производится их очистка;
  • резиновые уплотнители натираются силиконовыми смазками (предотвращают быстрое старение полимера).

Для смазки механизмов следует использовать масла без кислот и смол. Таковыми являются, к примеру, машинное масло и технический вазелин. Для наружной фурнитуры следует применять морозостойкие составы.

Благодаря герметичности, высокому термическому сопротивлению и невосприимчивости к колебаниям температурно-влажностного режима металлопластиковые двери и окна к настоящему времени оказались весьма востребованными. Но монтаж таких конструкций мало чем отличается от монтажа обычных деревянных аналогов. Приведённая в данной статье инструкция поможет пользователю самостоятельно справиться с этой задачей, а также создать условия, при которых окна и двери прослужат максимально долгий срок.

От выбора размера оконных проемов зависит освещенность и комфорт проживающих. И если жители стандартных многоэтажных домов лишены возможности выбирать нужные окна, то жители частных домов с легкостью экспериментируют с увеличенными размерами окон. Но при этом нужно учесть много строительных правил и свойств, чтобы не снизить теплоэффективность здания и не создавать угрозы для безопасности проживающих.


Оконные блоки в доме

При выборе окончательных размеров , следует чётко понимать их зависимость от всей площади остекления: при выборе больших окон в деревянном доме будет холодно, при выборе маленьких – темно, а это приведет к постоянному использованию дополнительных источников света. Следует найти золотую середину и ориентироваться на строительные законы и нормы.

Выбор размера окна в деревянном доме напрямую будет зависеть от их назначения и расположения.

При выборе соотношения площади стен и остекления следует учитывать такие закономерности:

  • Форма и площадь помещения. Для вытянутых в длину комнат необходимо два окна и более, а вот для маленьких будет достаточно одного окна по центру .
  • Расположение окон относительно световых сторон. Большие окна располагайте с западной и южной сторон – это обеспечит большую максимальную . В таких комнатах домашние растения будут чувствовать себя очень комфортно.
  • Назначение помещения. Большие окна устанавливают в , рабочих кабинетах и прочих комнатах, в которых регулярно находятся люди, и где требуется большое количество естественного дневного света.

Как правило, такие комнаты при проектировке располагают с южной-западной стороны здания. Для спальни качественная освещённость особо и не требуется, поэтому ее располагают с северной либо западной стороны, и для неё будет достаточно лишь одного оконного блока.


Финский стиль в скандинавских домах

Также с северных сторон принято размещать кухню и прочие кладовые помещения хозяйственного свойства. Исторический факт, раньше большие окна устанавливали в или скандинавских домах: потому что естественное дневное освещение улучшало настроение и повышало работоспособность, что было важным в короткие зимние дни. В данных комнатах приятно было находиться постоянно: яркий естественный дневной свет дополнительно мог усиливаться светлой и теплой и выбором белой мебели.

Конечно, идеально копировать финский стиль в российских домах не всегда возможно, однако какие-то элементы все-таки можно позаимствовать.

Стандартные параметры и свойства оконных систем

Для изготовления пластиковых оконных конструкций вам придётся обратиться в строительную компанию, или если хотите , прямо к производителю, и там вам предложат стандартный ассортимент.

Как правило, размеры окон в каркасном деревянном доме следующие:


Выбор большей величины створки не совсем безопасен: стекло – это хрупкий материал, и для него требуется специальный переплёт. Если вы планируете, на втором этаже, то размеры двери будут стандартными (высота 2100-2200 мм, ширина 700-900 мм).

Все перечисленные размеры окон выпускают большинство строительных компаний, и если вы захотите сделать эксклюзивный заказ, оконный комплект выйдет существенно дороже.

Стандартные параметры оконных конструкций рассчитаны на однотипные проёмы многоэтажных панельных домов, и спрос на них достаточно высокий, а вот заказы по индивидуальным размерам строительные компании выполняют значительно реже. Поэтому и стоимость гораздо выше. При проектировке учитывайте будущее расположение всей мебели и её габариты.


Расстояние от окна до пола

Обычное стандартное окно должно располагаться на высоте от 80 до 90 см от пола : это обеспечивает хороший обзор как сидящему, так и стоящему человеку, и под подоконник можно поставить рабочий стол или другой предмет мебели. Верхний же край блока обычно располагают на высоте от 220 до 230 см от пола.

Особые требования идут к окнам в помещениях деревянной бани: для банной комнаты не требуется хорошего освещения, а вот сохранение и удержание тепла очень важно. Следуя данным требованиям, стандартное банное окошко в парилке идет размером не более 600?600 мм, а в комнате отдыха окно можно сделать больше, например 1000?1200 мм.

Максимальная величина пластиковой оконной конструкции

При выборе больших индивидуальных оконных конструкций с увеличенной площадью створок, вам необходимо знать существующие требования, закреплённые специальными строительными нормативами:

  • Площадь всей конструкции не должна быть более 6 кв. метров. Иначе она может не выдержать ветровой нагрузки, и в неблагоприятные погодные условия стеклопакет может треснуть и рассыпаться на осколки.
  • Игнорировать правила безопасности не стоит: погодные условия в разных регионах России изменчивы и непредсказуемы. Большие блоки должен иметь перегородки, а площадь створок не должна быть выше 2,8 кв. м. Максимально допустимый размер створок составляет 110?240 см. При проектировании оконных проемов учитывайте, что большая конструкция может быстро выйти из строя. Профиль из металлопластика с двухкамерным (трёхкамерным) стеклопакетом будет очень тяжелым, и из-за большого веса фурнитура в скором времени начнёт прогибаться и провисать. Створку при этом изведет, и она начнет скрипеть, пользоваться такой конструкцией будет неудобно и тем более небезопасно. Если вы решите установить арочное окно, то его радиус не должен быть менее 35 см. Требования к большой величине створок будут такими же, как и у обычных поворотных систем.

Вид окон при панорамном остеклении дома

При несоблюдении данных требований может возникнуть угроза для жителей, поэтому не стоит их игнорировать даже при . Если вы желаете обеспечить дому хорошую освещённость, вам необходимо заказать современные конструкции панорамного остекления из специального закалённого стекла или так называемого триплекса. Конечно, их стоимость значительно дороже, но они гораздо безопаснее и обеспечат всем жильцами хороший обзор. Делая выбор, какой размер окна для дома вам заказывать, следует учесть особенность климата и ветровую нагрузку в вашем регионе. Если зимы холодные, то тепло быстрее будет уходить через стеклопакеты, а это значит ежегодное увеличение затрат на отопление.

Величина отверстия под оконный блок


Зазор для окна в каркасном доме

Размеры деревянных окон в каркасном доме будут не совпадать с размерами проема. Они будут иметь большую величину, этот допуск нужен для установки в последующем обсадной коробки и подоконника. От планируемой высоты нижнего края окна нужно отступить вниз около 5 см: 4 см – это толщина подоконника и 1 см – это слой монтажной пены . По своей ширине отверстие превышает окно на 14 см: 5 см с каждой из сторон для установки и монтажа обсадной коробки и 2 см с двух сторон на прослойку монтажной пены для прочного крепления.

Сверху проём больше примерно на 10 см: данный зазор оставляют, потому что со временем будет опускаться. При расчётах и планировке стоит учитывать и нижний край рамы, он не должен быть расположен на высоте больше 1 м от уровня пола. В таком случае на подоконник не совсем удобно опираться руками, и освещения в комнате будет недостаточно.

Требования к профилю и стеклопакетам

При выборе оконного блока необходимо так же правильно выбрать профиль и стеклопакеты. Выбрать будет более сложно, если вы будете ставить металлопластиковые рамы: так как количество предложений на строительном рынке растёт, и вам надо точно знать какие критерии вас устроят в большей степени.

Вот несколько основных и важных требований:

  • Число камер в стеклопакетах. Для домов дачного типа или для помещений, которые будут использовать только летом, можно поставить однокамерный стеклопакет. Однако зимой, такого пакета будет недостаточно. Придётся приобретать двухкамерные стеклопакеты с воздушными прослойками, они защитят ваш дом от промерзания, хотя по стоимости будут значительно выше однослойных пакетов.
  • Число камер в пластиковом профиле. Чем больше камер, тем лучше профиль держит тепло, потому что воздух является наилучшим теплоизолятором. Для капитального объекта принято выбирать 3-х либо 4-камерный стеклопакет.
  • Выбор уплотнителя. На выбор данного материала обращают очень мало внимания, а ведь благодаря уплотнителю ликвидируются все щели и сквозняки. Дешёвый и резиновый материал начнет «дубеть» переставая выполнять свои основные функции. Некоторые из производителей предлагают уплотнители прозрачного типа из эластомера: стоимость его выше, но защита от холода намного лучше и качественнее.
  • Фурнитура. Главное правило — не стоит на ней экономить. Дешёвые замки, прижимы, ручки быстро выйдут из строя, а ослабленные петли и тонкий каркас обязательно приведут к перекосу и провисанию всех створок. Как итог — придётся потратиться на дорогостоящий ремонт, поэтому экономия не оправдывает вложенных средств.

Выбор оконных систем для каркасного дома – очень сложная и ответственная задача, и решение ее лучше обсудить с мастерами и профессионалами. Самый дешёвый и доступный вариант – окна из металлопластика, их можно заказать в любой строительной компании. Пластиковые оконные конструкции значительно влияют на экологичность, поэтому при их выборе нужно заранее решить вопрос с качественной , но при этом они отлично удерживают тепло и при эксплуатации прослужат вам значительно дольше. В помещениях будет светло, уютно и комфортно, а грамотно рассчитанная общая площадь остекления даст вам достаточный уровень освещённости.

error: